Кажется, о соперничестве Москвы и Петербурга говорить стали меньше. И это здорово.
Раньше любили рассуждать о соревновании, особенностях, традициях. А что, если всё же признать: традиций без денег не бывает. Особенно в материальной сфере, а архитектура — самое экономическое из искусств. Да, раньше очень часто именно деньги создавали традицию и её поддерживали. Но теперь и традиционных денег не так чтобы много, а уж о классовых устоях и вспоминать смешно. Всё ушло. Есть глобализм и мода, а всё остальное летуче или, как теперь принято говорить, крайне волатильно.
Если взывать к традиции, то петербургская архитектура должна быть неизмеримо более открытой западу и миру, ну, и классическая основа должна бы в ней жить особенно сильно. Но давайте честно признаем, именно в Москве можно встретить образцы качественно стильной застройки, нередко вполне мирового, а быть может, всё ещё даже европейского уровня.
Лучшим примером на долгие годы стала "Барвиха Luxury Village". Даже легенда о её возникновении говорит о многом: вот, де, хотели архитекторы архинаворотистый нео-рюсс, а им не дали. И появился самый финский комплекс в нашей стране, с безупречно сдержанным дизайном и отменным материалом. Одни ровные плоскости морёного дерева заворожат и притянут. А вдобавок еще и превосходный театр Меркури Ю. Григоряна. Ему удался безупречный ансамбль, всё сдержанно, материально, добротно, отменно буржуазно. Характерно, что это случилось в 2000-е. Наверно, сейчас было бы иначе, но тем и ценней. Именно такую финскость было бы естественно ожидать у нас, ан нет, выросло в Москве. Кто ближе миру?
Или, к примеру, Пречистенская набережная на Москве-реке напротив Крымского вала. Там вытянулся длинный дом авторства А. Скокана. Никакого шоу, никакого аттракциона, никаких блёсток или мишуры. Приглушённо, отменно скроено, углы превосходны — без всякой агрессии, плоскости чисты, скругления элегантны. И набережная не задавлена, у неё даже характер появился, церкви на просвет. Сравните с тем, что случилось с набережной Робеспьера. Ну, скажете, там давно, хорошо, тогда посмотрите на планы Синопской, неужели там кто-то парой этажей ограничится?
Наш лучший ответ — давний уже дом Земцова и Кондиайна у Инженерного. Неужели они с тех пор ничего так хорошо не придумали? Вряд ли. Деньги, всё те же деньги. Вспомните волнующий проект Н. Явейна "Линкор" на Петроградской. Материалы и строительство всё так скукожили, что про корабль и не вспомнишь. А выглядело-то как авантажно.
А потому наш противовес — "Дом у моря", жилой комплекс у Гребного канала на Крестовском. Вот там как раз на уровне лучшего и в северной и в немецкой архитектуре. Но крайне показательно, что там партнёром Е. Герасимова выступил С. Чобан. И тут, как ни крути, надо признать, что именно Чобан принёс западную материальность в петербургскую архитектуру наших дней. И "Лангензипен", и "Бенуа", и "Времена года" на месте завода "Россия" — лучшие примеры материальной элегантности у нас. Но Чобан стал действующим архитектором в Германии. Наверно, ему и вверяются именно из-за западного опыта. Но строит он при этом сильно больше в Москве. Там выучка качества востребованней. Клиент с запросами.
Это не отменяет того, что у нас встречаются хорошие работы. Герасимовский дом на Ковенском, гостиница Явейна на 9-й Советской — очень уместны и достойны. Иногда удивляют и те архитекторы, что не так на слуху. Отлично сделан бизнес-центр на Энергетиков, 4 мастерской С. Цыцина. Часто бывают точные работы у С. Орешкина, очень достойные проекты у С. Липгарта. Но они — вкрапления. А в Москве это стало едва ли не нормой. Сворачиваешь, к примеру, от Садового кольца к Хамовникам и радостно тормозишь. Так умело, добротно и точно реконструирована фабрика "Красная Роза". Да, потеряли старый деревянный дом, заменили муляжом. Но тем не менее в районе выжило время. А какой старый заводской комплекс у нас реконструировали добротно? Ведь хочется так, чтобы глаз не оторвать, но мечты это, просто мечты.
С классикой ведь примерно так же. Её не так сложно сделать на уровне, главное — возможности. Дом на Крюковом как раз тому доказательство. Но развивает ли он эту самую классику или просто прикидывается. С традицией сложно даже тем, у кого она в семейной крови. В Англии любовь к палладианским домам не прерывалась никогда, но многих ли этой возможностью соблазнил сегодня её главный апологет — принц Чарльз. Увы, таких всё меньше. И принц состарился, и притяжение традиции поблекло. Старое серебро найти легко, но чтобы его естественно держать, нужны руки. А их на фабрике не закажешь.
А потому остаётся мода. И широкий спрос, настоящий рынок. И это всё опять доказывает, что традиций без денег не бывает. Либо испарились они прямо на наших глазах.
Ну, а лучший аргумент в пользу цивилизованности — инфраструктура. Именно она говорит о современном городе подчас сильней всего. И об уровне мышления. И она не только о деньгах, но и о сноровке с ними обращаться. Одни приклеивают колонны и выкладывают мозаики на одной станции лет десять, а другие открывают десять неприхотливо ясных за раз, и каждый год. Ну, и скажите, кто ближе миру? Самобытность мало где встретишь, а простое мастерство совсем не помешает.