Радость от получения федерального кредита на 24 млрд рублей Смольному омрачает то, что из–за этого он недополучит 40 млрд. Губернатор попросил правительство РФ поправить Бюджетный кодекс. В Москве обещали подумать.
На прошлой неделе стало известно, что правительство РФ одобрило выделение Петербургу инфраструктурно–бюджетных кредитов на 24,1 млрд рублей. Эти деньги город возьмёт на срок не менее 15 лет под 3% годовых. Проблема, однако, в том, что Бюджетный кодекс (ст. 93.3 п. 1) запрещает регионам, получающим федеральные кредиты, размещать свои средства на банковских депозитах на срок, превышающий один месяц.
Сокращение доходов на 40 млрд
"В этой связи возникает риск снижения доходной части бюджета субъекта, получившего инфраструктурный бюджетный кредит, ввиду недополучения доходов от размещения временно свободных средств бюджета… С учётом предполагаемых сроков возврата инфраструктурных бюджетных кредитов (15 лет) возможное сокращение доходов бюджета Санкт–Петербурга может составить до 40 млрд рублей за 15 лет, что сопоставимо с максимальным размером возможного к предоставлению бюджету Санкт–Петербурга инфраструктурного бюджетного кредита (24 176 000 тыс. рублей) с учётом расходов на его обслуживание", — говорится в письме, направленном губернатором Петербурга Александром Бегловым заместителю председателя правительства РФ Марату Хуснуллину (имеется в распоряжении "ДП").
В этом же письме губернатор просит рассмотреть возможность внесения изменений в Бюджетный кодекс, чтобы снять данные ограничения. Смольный отправил письмо ещё в конце августа, но ответа, по данным "ДП", пока не получил.
"Предложение рассматривается, было дано поручение Минфину и Минстрою проработать данный вопрос и представить свои предложения", — прокомментировали "ДП" в пресс–службе Марата Хуснуллина. В комитете финансов Смольного не предоставили оперативный комментарий.
Жить на проценты
Идея класть на депозиты в коммерческих банках временно свободные средства бюджета не нова: для большинства кредитных организаций этот способ восполнения своих пассивов обходился чуть дешевле, чем займы на рынке межбанковского кредитования. После череды скандалов (вернее, банкротств) и Минфин, и региональные чиновники ужесточили требования к банкам, которые могут размещать на депозитах бюджетные средства, и по размеру их капитала, и по структуре акционеров.
Самым известным местным примером стала история с кредитами "Ленэнерго" в Сбербанке, которые были размещены в депозиты в банке "Таврический" в 2013–2015 годах. К декабрю 2014–го банк оказался в трудной финансовой ситуации, и к спасению денег своей дочерней компании подключились ПАО "Россети", а также ЦБ РФ, АСВ и даже Георгий Полтавченко, на тот момент губернатор Петербурга. Весной 2015 года "Таврический" избежал отзыва лицензии, так как был передан на санацию Михаилу Прохорову в его банк "Международный финансовый клуб" с условием сохранения денег "Ленэнерго" на счетах в санируемой кредитной организации.
Очередь не стоит
Петербургский Комфин не раскрывает число аккредитованных банков (называя их уполномоченными), которые могут размещать бюджетные деньги на депозитах. По некоторым признакам можно предположить, что работать с городскими деньгами могут не более 27 кредитных организаций из 340 зарегистрированных в РФ. При этом максимальное количество участников аукционов, на которых город выбирает, где сделать вклад, в текущем году не превышало пяти. Получается, что даже самым устойчивым и надёжным банкам не очень интересны игры с бюджетными средствами. Вместе с тем бюджет раскрывает стоимость доходов, полученных от размещения денег на срочных депозитах: предлагаемые банками ставки вполне соответствуют рыночным и часто превышают условия даже для физлиц.
По данным ЦБ РФ, средневзвешенная ставка по депозитам юрлиц на срок от 1 до 3 месяцев в январе 2021 года составляла 3,86% годовых в рублях, в июне — 5,04%. Комфин в эти периоды размещал бюджетные деньги под среднемесячные 4,21% и 5,6% соответственно.
Как следует из письма губернатора, в 2019 году на депозитах Петербург заработал 2,7 млрд рублей, а в 2020–м — 1,6 млрд, что составляет десятые доли процента его доходов (в официальном отчёте Комфина цифры незначительно отличаются). Москва, например, запланировала заработать 43,6 млрд рублей (1,6% в структуре доходов).
В случае отказа от депонирования городских денег под вопросом окажется и перспектива дальнейшей деятельности перешедшей в собственность Промсвязьбанка Санкт–Петербургской валютной биржи, которая занималась размещением денег городского и областного бюджетов. Некоторые злые языки считают, что, добиваясь снятия ограничения в Бюджетном кодексе, Смольный планирует подзаработать ещё и на федеральных деньгах, размещая кредитные средства на депозитах. Однозначно утверждать, будет ли у него такая возможность, нельзя, так как механизм выделения инфраструктурных кредитов пока не опубликован. Однако едва ли она появится: скорее всего, федеральные транши станут переводить на оплату уже выполненных работ, чтобы незамедлительно расплачиваться с подрядчиками.