Доля квартир евроформата с большими кухнями-гостиными за последние пять лет выросла в два раза на петербургском рынке недвижимости.
Пять-шесть лет назад доля продаж квартир с европланировками на первичном рынке недвижимости Петербурга и Ленобласти по данным "Главстрой-СПб" составляла 15%. Однако за последние годы популярность жилья с так называемой family room или living room ("семейное пространство" или "комната для жизни") стремительно выросла.
Как сообщили "ДП" в консалтинговом центре "Петербургская Недвижимость" (Setl Group), сейчас в структуре спроса квартиры с просторными кухнями-гостиными занимают порядка 30%. Таким образом, доля квартир евроформата увеличилась в 2 раза.
"Квартиры евроформата востребованы за счёт того, что в них каждый метр пространства используется рационально, а благодаря отсутствию лишних перегородок в подобной квартире увеличивается полезная площадь. Объединённая кухня-гостиная в подобных квартирах позволяет всем членам семьи проводить время вместе, отдыхать и общаться. Молодые семьи после рождения ребёнка могут разграничить зону кухни и спальни/детской", — говорит руководитель консалтингового центра Ольга Трошева.
По её словам, в каждом втором объекте, выведенном на рынок недвижимости с начала 2021 года, есть ассортимент квартир евроформата. К примеру, у Setl Group такие квартиры представлены в ЖК "Солнечный город. Резиденции", "Панорама парк Сосновка", "Стрижи в Невском 2" и других комплексах.
"Несколько лет назад, когда на рынке предложение квартир евроформата было сильно ограничено, цена такого продукта могла быть на 10–15% выше стоимости квартиры классической планировки. Сейчас, в условиях более широкого распространения евроформата, разница в ценах практически нивелирована. Девелопер в пределах одной площади предлагает множество планировочных вариантов, в т.ч. европланировки. Таким образом, каждый покупатель может выбрать оптимальный вариант именно для себя", — добавила Трошева.
Коммерческий директор ГК "ПСК" Сергей Софронов подтверждает, что популярность евроформата однозначно растёт. По его мнению, это обусловлено трендом на функциональность, когда лишних метров в квартире нет. Полностью отказаться от коридоров, как это бывает в Европе, в условиях российской реальности нельзя, но европланировки позволяют перевести часть вспомогательного метража в непосредственно используемый, для размещения гостиной и кухни.
"Доля формата растёт, поскольку всё больше новых проектов предусматривают такие решения. На это есть запрос покупателей. В том числе, есть проекты, совмещающие классические планировки и евро. Наш новый проект ЖК Friends у Новорловского заказника как раз из этого числа. Ключевой параметр, который относит квартиру к категории "евро", заключается в совмещении зон кухни и гостиной. Однако здесь есть и маркетинговые подходы, когда заявленная двухкомнатная квартира де-факто является "евро-двушкой", в которой площадь кухни может быть не такой уж и большой. Мы идём другим путём: в наших проектах комнатность указывается по классическому исчислению — считается каждое отдельное жилое помещение — спальни. Но, фактически, наши двух- и трёхкомнатные квартиры де-факто являются "евро-3" и "евро-4", соответственно. За счёт большой площади кухни, до 23 м2, можно полноценно высвободить одну из комнат с функцией гостиной. Тем самым мы несколько превосходим ожидания покупателей и на этом факторе также генерируем больший интерес к проекту", — пояснил эксперт.
Сам по себе евроформат не является фактором удорожания или удешевления, полагает Сергей Софронов. В основном, всё определяет стоимость квадратного метра в жилом комплексе, а планировка лишь является подходом к использованию пространства. Евроформат позволяет подходить к этому вопросу с большей вариативностью.
Директор по маркетингу ГК "Полис Групп" Ольга Ульянова отмечает, что особой популярностью на рынке пользуются планировки формата "евродвушка" — однокомнатные квартиры с большой кухней-гостиной и отдельно выделенной спальней. Такая квартира при скромном бюджете вполне функциональна и подходит как для одного человека, так и для молодой семьи без детей, либо для семьи, которая воспитывает одного ребёнка.
"Что касается форматов "евро-3 и "евро-4", то можно сказать, что они тоже интересны покупателям. Но всё же традиционные форматы двухкомнатных и трёхкомнатных квартир также быстро находят своих покупателей. По цене евроформаты традиционно дороже за 1 м2. Но если для "евро-2" эта разница может составить 4–5 тыс. рублей за 1 м2, то для "евро-3" и "евро-4" разница может не превышать 1,5–2 тыс. рублей", — резюмирует Ольга Ульянова.