Новый учебный год в школах Петербурга начался со старых проблем с социальным питанием. Родители уже жалуются на его качество, а федеральный законодатель тем временем не спешит совершенствовать регулирование.
Не прошло и недели с начала учебного года, как в соцсетях появились первые претензии к качеству питания в школьных столовых, изменениям в меню и новым поставщикам.
Общественный деятель по вопросам школьного питания Павел Бойченко рассказал "ДП", что многие школы сменили поставщиков и 1 сентября родителей ждали неприятные сюрпризы: "“Раньше ребёнок ел хотя бы булочку с компотом, а теперь придётся давать еду с собой. Говорит, что на это даже смотреть противно” — нечто подобное можно прочитать в паре десятков родительских сообществ, а ведь не прошло ещё и 2 недель, когда я анализировал ситуацию".
Основные поводы для жалоб: невкусное, холодное, мало мяса, много масла, большие очереди, инородные предметы в еде.
Однако драматизировать ситуацию склонны не все. В аппарате уполномоченного по правам ребёнка в Санкт–Петербурге "ДП" рассказали, что к ним поступает не так много жалоб на качество питания. За весь прошлый учебный год было зафиксировано около 20 обращений.
В ассоциации "Санкт–Петербургский городской родительский комитет" отмечают, что, по их информации, в основе 90 % случаев недовольства лежат личные вкусовые и культурные предпочтения жалобщиков, а не реальные проблемы качества.
При этом за последние годы питанию школьников стали уделять большое внимание. Павел Бойченко признаёт, что многие проблемы обнажились, а случаи отравлений и некачественных поставок стали чаще обсуждаться за пределами родительских чатов и школы.
"С информационной точки зрения школьное питание становится более открытым и прозрачным, чего нельзя сказать о работе фирм–поставщиков", — говорит он.
Драка за контракты
В прошлом учебном году наметился передел рынка соцпитания. Компании были недовольны проведением торгов. Так, крупный игрок рынка АО "Артис–Детское питание" подало более 80 исков о признании торгов в нескольких районах города недействительными.
В компании "ДП" сообщили, что по искам к администрации Василеостровского района суды трёх инстанций полностью заняли её позицию, контракты по проведённым торгам расторгнуты. Иски к администрации Калининского района ещё рассматриваются.
"Суть данных исков как была, так и есть в защите наших прав как участников закупок с целью реализации возможности на участие с учётом наших расчётов и экономически обоснованных методов формирования ценовых предложений. Мы планируем и будем работать в данных районах", — заявляют в "Артис–Детское питание".
Генеральным директором компании является Михаил Ляско, который также возглавляет российское подразделение крупнейшего европейского молочного концерна Arla Foods amba.
Другим старожилом рынка является АО "Фирма Флоридан". За 2021 год компания заключила около 200 контрактов на общую сумму 1,2 млрд рублей, а перед самым началом учебного года там поменялся гендиректор — им стала Ольга Костенюк, которая ранее возглавляла КСП Василеостровского района.
В 2018 году петербургское УФАС России раскрыло картель между АО "Фирма Флоридан", ООО "Воскресенье" и АО "КСП Василеостровского района". В ходе проверки тогда было установлено, что все три фирмы находятся по одному адресу и торговались на аукционах с одного ip.
А сотрудники тендерного отдела "Фирмы Флоридан" работают по совместительству в двух других фирмах — участниках соглашения. Отметим, что АО "КСП Василеостровского района" не участвует в закупках с 2019 года.
Как сговорились
Картельные сговоры вообще можно назвать одной из наиболее характерных черт петербургского рынка соцпитания. В этом году УФАС России по Санкт–Петербургу установило факт антиконкурентного соглашения между ООО "Компания Балтфуд", ООО "Вкус" и ООО "Сендо", направленного на поддержание цен на торгах по оказанию услуг комплексной поставки продуктов питания.
Сейчас сотрудники управления рассматривают антимонопольное дело по признакам нарушения закона о защите конкуренции в действиях ООО "Серна" и ООО "КШСП".
В июле этого года также началась проверка на возможные нарушения антимонопольного законодательства в действиях заказчиков и поставщиков на рынке социального питания для нужд образовательных учреждений Выборгского района. В УФАС рассказали, что пока не готовы поделиться её результатами, а окончательные выводы будут указаны в акте проверки после завершения анализа всей полученной информации.
При этом источники "ДП" на рынке считают, что в связи с принятием постановления пленума ВС РФ от 04.03.2021 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства", практика антимонопольных органов была скорректирована в пользу бизнеса. Это может повлиять на итоговое решение в отношении указанных компаний.
"Действующим законодательством предусмотрен административный штраф для юридических лиц в размере до 4 % от выручки организации. Так, 3 сентября 2021 года УФАС России по Санкт–Петербургу назначило ООО “Фирма Флоридан” административный штраф в размере 59 млн рублей", — добавляют в пресс–службе управления.
Проблема в законе
Многочисленные проблемы в сфере школьного питания возникают по целому ряду причин. Одна из них — недостаточное правовое регулирование. В аппарате уполномоченного по правам ребёнка в Санкт–Петербурге отмечают, что на федеральном уровне социальное питание не выделено в отдельный предмет правового регулирования. Федеральный закон о социальном питании, проект которого был внесён в Госдуму ещё в 2019 году, до сих пор не добрался до первого чтения.
"Даже если законодателем будет предусмотрен обязательный предквалификационный отбор участников закупок, проблема сохранится. Положения зателей к оказанию услуг, поэтому фактическое участие организаций, не имеющих достаточного опыта в данной сфере, не исключается", — считают в аппарате.
В Санкт–Петербургском городском родительском комитете уверены, что нужно вернуть правила отбора поставщиков по квалификационным требованиям, организовать прозрачную схему поставки продуктов, ввести требования к осёдлости для сотрудников и наличию у комбинатов питания собственной базы подготовленного персонала, а также инфраструктуры для хранения и перевозки продуктов.
Между тем компании действительно ощущают кадровый голод. Павел Бойченко рассказал, что объявления о поиске поваров и кухонных работников от "Артис–Детское питание" можно встретить по всюду. "Компания забрала множество школ у “Фирмы Флоридан”, но оказалась не готова справиться с таким объёмом задач", — отмечает он.
В самой компании подтверждают, что ситуация на рынке труда непростая, но уверяют, что проблемы решены: "Мы постоянно ведём работу по подбору кадров и по повышению квалификации. На сегодняшний день штат сотрудников у нас сформирован, что позволяет в полном объёме исполнять все заключённые контракты".
Также представители Санкт–Петербургского городского родительского комитета считают, что контракты должны заключаться на несколько лет, а контроль за исполнителями нужен более мобильный.
"На деле происходят попытки монополизации рынка одним поставщиком, корнями уходящие в структуры крупнейшего московского игрока. Это категорически плохая тенденция. Наблюдается некрасивая, якобы конкурентная борьба, носящая форму рейдерства", — подчёркивают в ассоциации.
“
Мы не поддерживаем формат, когда оператор или поставщик питания в погоне за долей рынка готов снижать цену на 15–20 % и более. Сведения из системы «ЕИС» показывают, что демпинг в Петербурге достигал 73 % при проведении госзакупок в школах и 61 % — в детских садах. Более 450 детских учреждений города сегодня каждый день могут стать точками риска по качеству или экономии в тарелке детей. Бюджет Петербурга хвастается экономией (около 1 млрд рублей) при проведении госзакупок в образовательных учреждениях. И в это же время дети и их родители жалуются на качество питания. Необходимо пересмотреть ряд положений федерального законодательства, и прежде всего 44–ФЗ. Существует три ключевые составляющие организации питания: компетентные кадры, качественные продукты и технологичное оборудование. Есть проблема с отсутствием необходимой инфраструктуры, многие пищеблоки требуют капитального ремонта, оборудование морально устарело. Президент поручил разобраться с этой проблемой до 2023 года, поэтому городу уже необходимо включаться в общероссийскую работу по проведению паспортизации пищеблоков, выявлять реальную потребность в модернизации оборудования и переоснащении. Это явно будет колоссальная нагрузка на бюджет, и решить проблему за год невозможно.
Тимофей Фионов
исполнительный директор Союза развития социального питания
“
Городу на Неве сейчас сложно похвастаться налаженной системой организации питания детей и высоким уровнем удовлетворённости потребителей. Если сравнить с Москвой, а ведь возможности и бюджеты этих мегаполисов вполне сопоставимы, вы увидите огромную разницу не в пользу Северной столицы. Москва уверенно шагнула в XXI век по организации школьного питания и стала примером для многих крупных городов мира, не только России. Очевидно, что проблема Петербурга — не в средствах и не в полномочиях, а в отсутствии того, кто возьмётся организовать процесс по новейшим стандартам.
Владимир Чернигов
президент Отраслевого союза развития социального питания
В контексте
Иван Воронцов
Пока поставщики услуг соцпитания делят рынок, обвиняя друг друга в картельных сговорах, агрессивном демпинге в ущерб качеству и махинациях с контрактами, у администрации города свои заботы.
Буквально сегодня в рамках Кубка губернатора Санкт–Петербурга "Лучший шеф–повар петербургской кухни" состоится мастер–класс "Школьное питание глазами шефа". В официальном анонсе говорится: "Участники мастер–класса смогут познакомиться с технологией приготовления блюд из школьного меню, которые ежедневно присутствуют в рационах горячего питания более 600 тыс. юных петербуржцев, а также оценить авторскую подачу и продегустировать блюда от шефа".
Повара предложат оригинальные способы приготовления, подачи и сервировки блюд из "Цикличного двухнедельного сбалансированного меню рационов горячего питания». Именно на основании этого документа парят, варят и жарят в школьных столовых.
"Для приготовления выбрано семь кулинарных блюд с петербургской историей ресторанов и кухмистерских, в их числе рассольник “Ленинградский”, пудинг из творога, биточки рыбные и др.", — любезно информирует официальный сайт Смольного.
Конечно, есть искушение погрузиться в пучину иронии и сарказма. Будут ли рыбные биточки для пущего регионального патриотизма готовиться из корюшки? Станут ли разливать рассольник "Ленинградский" в тарелки Императорского фарфорового завода?
Нарисуют ли на пудинге из творога сгущённым молоком герб города или хотя бы кораблик с Адмиралтейства? Но давайте для разнообразия похвалим чиновников за то, что они готовы видеть в школьных обедах нечто большее, чем набор калорий, витаминов и микроэлементов.
Проблема школьных (а заодно детсадовских и больничных, которыми в основном занимаются те же организации) обедов в том, что они должны соответствовать нескольким сложносовместимым требованиям. Родителям и контролирующим организациям нужно, чтобы завтраки и обеды были калорийными и безопасными. Иногда вспоминают, что неплохо бы ещё и вкусными.
Поставщикам услуг принципиально важна цена, ведь от неё напрямую зависит как успех на тендере, так и конечная прибыль. Детям же (которых спрашивать не принято, а зря) важно такое сложновербализируемое качество, как "прикольность". Как бы прекрасно не был пригототовлен полезный и калорийный рассольник "Ленинградский", подросток всё равно предпочтёт купить на карманные деньги мини–пиццу с вредным кетчупом и жирной колбасой. И будет счастлив, вопреки рекомендациям "цикличного сбалансированного меню".
Это, разумеется, не значит, что надо переводить школьные столовые на фастфуд. Но поднимать голову от санитарных инструкций, смет и циркуляров периодически стоило бы.