Философия совместного использования ресурсов всё больше прорастает в бизнес. Кажется, что шеринг сегодня по вкусу и стартапам, и большим компаниям. Но страх "брать не своё" ещё присутствует и сдерживает развитие.
Экономика совместного потребления с каждым годом показывает уверенный рост. По подсчётам Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) и ТИАР–Центра, совокупный объём транзакций на шеринг–платформах в 2020 году составил порядка 1,07 трлн рублей. В 2020 году рынок вырос на 39% относительно 2019–го.
Драйверами роста эксперты называют С2С–коммерцию и онлайн–биржи труда. Рынок купли–продажи б/у товаров между физлицами по итогам года оценивается в 838 млрд рублей, а объём транзакций в сегменте услуг фриланса составил в 2020 году порядка 183 млрд рублей.
Вкалывают роботы
У петербуржца понятие шеринга скорее ассоциируется с прокатом велосипедов и самокатов, а также арендой вещей. Хотя в общем объёме шеринг–экономики их доля составляет менее 0,1% в совокупности (данные РАЭК и ТИАР–Центра). Кстати, до сих пор свежа память о том, как в СССР и даже в начале 2000–х люди брали в прокат телевизоры, холодильники, а позднее — DVD–диски и кассеты.
По мнению генерального директора Центра социального проектирования "Платформа" Марии Макушевой, шеринговая экономика частично опирается на старые модели поведения: желание сэкономить, не покупая товары, которые используются редко. Значительную долю на потребительском рынке шеринга занимают вещи, которые используются ситуативно (от свадебных костюмов до велосипедов, палаток или перфораторов), а также предметы, подчёркивающие статус (дорогие часы).
Но бизнес не менее заинтересован в том, чтобы использовать ресурсы, не приобретая их. Помимо экономии на издержках в этом есть и экологический посыл: стремление к бережливому производству и осознанному потреблению.
Евгений Лукьянчиков, директор по развитию бизнеса "Ситимобил", считает, что шеринговая экономика может стать подспорьем для предпринимателей. Например, владельцы предприятий могут сдавать в аренду простаивающие активы: автомобили, самокаты, офисы и многое другое.
Нынешней осенью стартап Teleitems запускает в Петербурге пилотный проект компактного роботизированного даркстора. В ближайшие годы в городе планируется ввести 12–14 таких складов. Они будут доступны интернет–магазинам и продавцам маркетплейсов как сервис. Всё, что необходимо делать клиентам, — привезти товары на распределительный склад и передать информацию о заказах. Сервис соберёт нужные товары на ближайшем микроскладе, упакует в сейф–пакет и доставит покупателю.
"Большая часть площади склада — роботизированное хранилище. Также есть публичная зона, где находится станция комплектации. Задача робота — взять контейнер со стеллажа и доставить его на станцию комплектации. Далее курьер забирает из контейнера нужные товары, упаковывает их и отправляет на доставку. Склад работает полностью автономно, ему на постоянной основе не требуются начальники, комплектовщики и товароведы", — рассказал "ДП" основатель и генеральный директор Teleitems Павел Смольников.
Робот и станция комплектации являются собственными разработками компании, стоимость проекта не разглашается. В строительство сети дарксторов на днях инвестировал старший управляющий директор "Сбера" Александр Зозуля, известный тем, что в своё время на раннем этапе поддержал сервис доставки "Самокат". По итогам сделки он получил 5% в Teleitems.
"Петербург нуждается в современной инфраструктуре для онлайн–ретейла. Этот рынок растёт на десятки процентов в год, а логистика не всегда успевает за такими темпами. Роботизация уже является рыночным консенсусом, в том числе и для стран со сравнительно невысокой стоимостью труда, таких как Россия", — рассказал инвестор "ДП".
Интересно, что сама компания не будет продавать свои товары с помощью даркстора, а предоставит его для использования продавцам маркетплейсов и брендам, развивающим прямые каналы продаж (d2c).
По словам генерального директора Colliers в Санкт–Петербурге Андрея Косарева, в Северной столице практика такого использования складов пока не распространена, единственный пример — услуги ответственного хранения.