Спутниковые компании обеспечат морские и речные суда связью и интернетом. Крупнейший российский игрок рынка спутниковой связи "РТКОММ" (дочернее общество ПАО «Ростелеком») сегодня подписал соглашения о сотрудничестве с тремя технологическими партнёрами: "Konnect, Россия", "Иридиум" и "KNS".
Партнёры намерены обеспечить связью и широкополосным интернетом все действующие и строящиеся морские и речные суда в акватории страны, включая Арктику. Услугу судовладельцам будут предоставлять комплексно: включая монтаж оборудования на судне и эксплуатацию, в том числе в международных портах. Подписи под документами руководители компаний поставили в рамках 16-ой международной выставки-конференции "Нева 2021".
Интернет для цифровизации
В рамках соглашения между "РТКОММ" и провайдером "Konnect, Россия" ("дочка" международной Eutelsat S.A.), стороны договорились совместно развивать услуги спутниковой связи. Компания "Konnect" — ведущий оператор спутниковой связи в Ка-диапазоне, которая владеет собственной спутниковой инфраструктурой. Российский оператор будет использовать спутниковый ресурс и инфраструктуру партнёра, для того чтобы развивать услугу "Морской VSAT": эта технология спутниковой связи позволяет морским и речным судам иметь широкополосный канал связи с берегом через спутники, расположенные на геостационарных орбитах Земли.
В рамках сотрудничества партнёры будут развивать этот проект, а также помогать своим техническим специалистам обмениваться опытом, повышать их квалификацию.
"Мы активно развиваем услуги для морских и речных перевозчиков, а также для компаний, ведущих бизнес в труднодоступных районах Европейской части страны", — отметил гендиректор "РТКОММ" Сергей Ратиев. Он выразил уверенность в том, что новое сотрудничество придаст серьёзный импульс в развитии этого направления.
"Мы планируем развивать спутниковый широкополосный доступ в интернет в труднодоступных регионах, там, где недоступна классическая проводная и мобильная связь. В том числе на морских и речных судах во всех акваториях России — там, где у "Konnect, Россия" есть спутниковая группировка", — пояснил Сергей Ратиев. Он добавил, что сегодня рынок гражданского судоходства составляет 1100 судов различного класса. Кроме того, сегодня на верфях ведётся строительство значительного количества судов разного класса, и многие планируются к производству.
На практике, на большинстве судов связь сегодня есть, но она небольшой пропускной способности: позволяет только обеспечивать безопасность при экстренной связи "с берегом".
"Многим отраслям цифровые технологии уже дали большой качественный рывок. Для рынка морских и речных судов это также точка развития", — полагает Ратиев. — "При наличии широкополосной качественной связи открываются такие перспективы, как, например, использование цифрового помощника для капитанов, развитие беспилотного судовождения".
Дополнительный канал
Второе соглашение между "РТКОММ" сегодня подписал с технологическим партнёром "Иридиум Коммьюникейшенс" — оператором спутниковой телефонной связи, единственным в мире кто обеспечивает покрытие 100% поверхности Земли. Компания владеет, в том числе, низкоорбитальной группировкой из 66 космических аппаратов.
В море нет ничего страшнее, чем остаться без связи. С её наличием всегда есть возможность обозначить координаты, получить помощь. Поэтому у связистов в принципе принято помимо основной услуги связи с берегом иметь дополнительную. "Иридиум" фактически предоставляет этот дополнительный канал, организованный с помощью другой спутниковой технологи. Низкообритальная спутниковая группировка расположена примерно на расстоянии в 1 тыс. км от Земли, и эти спутники находятся в постоянном движении. Таким образом, всегда есть возможность "поймать связь" — например, в ситуации, когда в порту большой корабль заслоняет маленькому широкополосный сигнал спутников с геостационарной орбиты. "Такая синергия позволяет экипажу выходить в рейс уверенней, поскольку судно может использовать как основную, так и дополнительную связь", — пояснил гендиректор АО "РТКомм.РУ" Сергей Ратиев.
Комментируя ценовую политику, он отметил, что статья расходов на связь со стороны судовладельцев занимает очень незначительную долю, например — по сравнению с топливом. "А вот безопасность, её сложно переоценить в деньгах", — добавил господин Ратиев.
Вместе с третьей компанией — южно-корейским производителем оборудования спутниковой связи "KNS" — "РТКОММ" планирует расширять географию предоставления услуг спутниковой связи в Мировом океане. В частности, российский оператор первым в стране будет предоставлять связь на речных судах в Ка-диапазоне на оборудовании KNS. В том числе, рыболовецким траулерам и научно-исследовательскому флоту.