Лидеры рейтинга госзаказа прошлых лет в топе и по итогам 2020-го.
Государство директивно управляет крупной российской промышленностью или протягивает руку помощи? Акцент зависит от экономических убеждений отвечающего на этот вопрос. Даже компании, декларирующие свою инновационность, не прочь погреться в лучах госзаказа. Что уж говорить о предприятиях из традиционных отраслей отечественной экономики.
Как мы считали рейтинг промышленного госзаказа? Посмотрели на общую сумму заключённых в 2020 году контрактов по 44–ФЗ и 223–ФЗ. В выборку попали промпредприятия Северо-Запада с объёмом годовой выручки более 10 млрд рублей.
Лидер по итогам 2020-го — "Гознак". В прошлом рейтинге тоже был в тройке (на первом и втором находились "Балтийский завод" и "Силовые машины", которые работают по контрактам длительного цикла). "Производственные мощности позволяют ежегодно производить до 40 млн паспортов, от 30 до 45 млн почтовых марок, а также необходимое количество специальных, акцизных марок и другой продукции", — отмечают в компании. Впрочем, объём госзакупок "Гознака" в 2020-м снизился по сравнению с прошлыми периодами.
Читайте также:
Рейтинги ДП
Рейтинг промышленных предприятий — 2021
На втором месте — Biocad, аттестующий себя "инновационной биотехнологической компанией полного цикла". По суммам заключенных контрактов компания почти вернулась на уровень 2018 года.
В десятке два предприятия из структуры "ОСК" — "Средне-Невский судостроительный завод" (СНСЗ) из Петербурга и "Прибалтийский судостроительный завод “Янтарь”" из Калининградской области. "Балтийский завод" и "Пелла" в этот раз в топ не вошли — они "загрузились" контрактами ещё в 2019-м ("Балтийский завод" — на 100 млрд, "Пелла" — на 7,5 млрд).
Историческая специализация завода "Янтарь" — строительство военных кораблей. В современной истории предприятие работало и на экспорт, и на оборону России. В частности, оснащало фрегатами ВМС Индии, а ВМФ России передавало сторожевые корабли.
"Благодаря накопленному опыту завод успешно занимает свою нишу в области гражданского судостроения", — отмечали в компании. В 2021-м предприятие получило заказ "Дирекции госзаказчика программ развития морского транспорта" стоимостью 6,9 млрд рублей на строительство многофункционального аварийно-спасательного судна ледового класса.
Для СНСЗ "урожайным" оказался 2020-й (в прошлые годы суммы госконтрактов едва превышали 200 млн рублей в год), а для "Янтаря" — 2021-й (ещё меньшие суммы по 44-ФЗ и 223-ФЗ).
У петербургских судостроителей — хоть и один договор, но с ценой более 5 млрд рублей (мощности компании будут загружены до 2025 года). Завод оказался единственным, кто подал заявку на участие в закупке "Государственной транспортной лизинговой компании" для строительства двух теплоходов класса "река-море", которые планируется использовать на маршруте в Красноярском крае, имеющем социальную значимость. Необходимость обновления флота была прописана в транспортной стратегии сибирского региона.
Понятно, что такой проект не мог обойтись без внимания чиновников. Петербургские власти даже рапортовали, что "подписанию контракта предшествовала организационная работа правительства Петербурга, в частности, комитета по делам Арктики".
В 2021-м СНСЗ участвовал только в тендере федеральной "Арктической дирекции по техническому обеспечению надзора на море", которая искала поставщика служебно-разъездного судна за 284 млн рублей. Завод победил предприятие из другого региона СЗФО ("Кингисеппский машиностроительный завод", выручка в 2020-м — 1,4 млрд рублей).
"Газпром газомоторное топливо" поставляло продукты по профилю. Самый крупный контракт ООО "СТЦ", специализирующегося в сфере средств и комплексов радиоконтроля, в 2020-м — с ФКУ "Центральная база измерительной техники МЧС" (предмет поставки — многофункциональная беспилотная авиационная система).