Лоббирование интересов крупного бизнеса — процесс очень неоднозначный в условиях отсутствия соответствующей законодательной базы, чётко описывающей с юридических позиций, какие действия и кем предпринимаемые попадают под данную категорию.
В некоторых странах такие законы есть. Там проще. Есть соответствующие зарегистрированные лоббистские конторы. Известно, кто, что и за какие деньги в них заказывает, а также какой в итоге получается результат.
У нас всё сложнее. Исходя из поставленных задач, лоббирование интересов может идти как через законодательные органы власти, так и через исполнительные. Лоббизм не обязательно должен приносить прямые коммерческие выгоды. Но чаще всего это именно так. Основные направления здесь — распределение госзаказов, выгодные контракты, инвестиционные программы, распределение налоговых льгот, различные виды субсидий и материальной помощи.
Большинство таких историй относятся к федеральной компетенции, да и бюджет страны несравнимо богаче возможностей субъектов федерации. Естественно, что крупные игроки, в том числе и с петербургской пропиской, решают свои дела в столице.
Что в ЗакСе?
Читайте также:
Рейтинги ДП
Рейтинг промышленных предприятий — 2021
Но есть и региональный уровень, ориентирующийся на Мариинский дворец и Смольный. Если говорить о решении бизнес-интересов через Законодательное собрание, то его корни уходят в девяностые годы прошлого века.
Возвращаясь к организации процесса, можно отметить, что чаще всего отечественные представители крупного бизнеса сами избираются депутатами, при необходимости переоформляя активы на ближайших родственников. Традиции доверять представлять кому-то свои интересы в политике у нас нет. Традиционная схема за рубежом: бизнес — главное, и права собственности неприкосновенны, работа в органах власти вторична и может быть перепоручена. У нас же чаще перепоручают бизнес.
Интересно, что наиболее ярко и наглядно участие коммерсантов в депутатской деятельности проявляется на примере строительных компаний. Если посмотреть на полномочия Законодательного собрания, то основной интерес они представляют для этой отрасли. Это принятие генерального плана и бюджета, определение высотного регламента и территорий зелёных насаждений общего пользования.
Возведение жилых комплексов действительно требует много серьёзных решений со стороны власти. Это и транспортная логистика, и инженерная инфраструктура, и социальные объекты, и дополнительные инвестиционные обременения, которые могут быть больше или меньше. Кроме того, это активная работа с населением, общественные слушания и согласования. Также важен позитивный образ в медиа.
Деньги в этом бизнесе — это не те деньги, которые любят тишину.
Данные вопросы действительно позитивнее и проще решаются при наличии заксовского мандата. Совсем уж крупные проекты — это уровень депутатства в ГосДуме. Региональные решаются на местах. Уже в первом составе ЗакСа Петербурга можно было увидеть крупных представителей индустрии.
Сергей Николаевич Никешин — создатель компании "Двадцатый трест". Вплоть до 2021 года избирался депутатом всех созывов и до сегодняшнего дня являлся председателем постоянной комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и имущественным вопросам.
Владимир Михайлович Гольман, заслуженный строитель Российской Федерации, президент Санкт-Петербургского Союза строительных компаний "Союзпетрострой". Четырежды избирался в ЗакС и долгое время был старейшим депутатом. Весной этого года скончался.
Позже фактически место Гольмана в Законодательном собрании пятого созыва занял его сын, почётный строитель России Сергей Владимирович Шатуновский.
Трижды депутатом Заксобрания избирался Алексей Игоревич Белоусов, координатор Национального объединения строителей.
В этом составе ЗакСа строительный бизнес продолжит представлять Александр Николаевич Рассудов, сотрудничавший ранее с ГК "Лидер Групп".
Интересно, что партийная принадлежность здесь не является чем-то детерминированным. Никешин, Белоусов и Шатуновский представляли "Единую Россию", Гольман — "Справедливую Россию", Рассудов — КПРФ. Любая партия в данном случае — это институциональная возможность решения корпоративных интересов.
Кому малые?
Менее ярко выражена заинтересованность в лоббировании структур малого и среднего бизнеса. Здесь трудно сказать, что это: действительно реальное представительство интересов или политическая активность, обращённая к определённой части электората. То есть кому это представительство больше нужно? Это делегирование полномочий от бизнеса к депутату или попытка депутата обратиться за поддержкой к представителям МСП?
Так или иначе, но как защитники интересов именно этой части бизнес-сообщества в разное время позиционировались представители многих фракций: Игорь Сергеевич Риммер от "Единой России", Марина Анатольевна Шишкина от "Справедливой России", Вячеслав Онуфриевич Нотяг от "Яблока", Оксана Генриховна Дмитриева от "Партии Роста", Ирина Владимировна Иванова от КПРФ, и ещё достаточное количество депутатов.
Были в истории законодательной власти яркие личности и из других сфер бизнеса, продержавшиеся в депутатских креслах разное время, но оставившие заметный след. Представители медицины и фармацевтики Александр Алексеевич Редько и Денис Геннадьевич Волчек. Представитель шоу-бизнеса Сергей Алексеевич Шевченко. Банкир Юрий Евгеньевич Рыдник. Каждый из них был заметной медийной персоной, но что касается поддержки соответствующей отрасли, то вопрос окажется более спорным.
Кто в Смольном?
Нельзя закрыть тему лоббирования бизнес-процессов, не сказав несколько слов про исполнительные структуры власти. Делегаты тех или иных коммерческих структур появлялись в комитетах и департаментах Смольного во все времена при всех губернаторах. Выделять какие-то фамилии в данной череде не имеет смысла. Назовём одних — обидятся другие, что их не упомянули. Таких назначений десятки, независимо от отраслей. Вот здесь-то как раз всё тихо и непублично, без привлечения внимания СМИ к продвижению интересов. Что не ограничивает величину оперируемых финансовых потоков.
Но здесь начинается уже совсем другая история. О ней как-нибудь после.