В 2021 году промышленность Петербурга уже выросла на 8%, но провал прошлого года компенсировали не все.
Кризис 2020 года оказался достаточно тяжёлым для отдельных отраслей петербургской промышленности (особенно для автопрома и производителей электрического оборудования). Так что текущий год для многих проходит под влиянием эффекта низкой базы. Из хорошего — предприятия начинают двигаться в сторону цифровой трансформации производственных процессов. Но кроме этого экспортёрам уже пора начинать думать и про декарбонизацию.
Догнать и перегнать
Профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами СПбГЭУ Елена Ткаченко говорит, что сейчас речь идёт только о восстановлении по ключевым промышленным секторам. По её мнению, никакой прорывной истории тут нет.
Читайте также:
Рейтинги ДП
Рейтинг промышленных предприятий — 2021
Петербургская промышленность специфична ещё потому, что в городе традиционно довольно высока доля оборонных предприятий, которые не снижали обороты и в кризисный период (производство прочего транспорта, например судов, в прошлом году даже выросло на 11,7%).
"Гособоронзаказ продолжает работать, предприятия не уходили на карантин. И здесь мы можем видеть рост показателей в связи со сдачей достаточно крупных объектов", — добавляет Елена Ткаченко. Президент НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Александр Ходачек также замечает, что гособоронзаказ в первую очередь поддержал городскую промышленность и повлиял на её показатели. "Сказывается и то, что множество петербургских предприятий есть в программе обновления вооружения", — добавляет он.
С другой стороны, инвестиционная активность петербургских промышленников в 2021 году оказалась как никогда высока. Как рассказал "ДП" председатель комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Петербурга Кирилл Соловейчик, в первую половину 2021 года объём инвестиций в промышленность составил 41,7 млрд рублей — это в 1,6 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Он также отметил, что это один из самых высоких показателей среди всех секторов экономики Петербурга.
Кирилл Соловейчик подтверждает, что основная тенденция в промышленности города — это её форсированное восстановление после ковидных ограничений. "И здесь у нас темпы вдвое выше среднероссийских. Это видно по индексу промышленного производства. Даже если учитывать низкую базу первого полугодия прошлого года, когда произошло максимальное падение промышленности (почти на 6%), сегодня реальный рост промышленности по сравнению с докризисным периодом составляет примерно 2%. Это говорит о том, что мы не только полностью восстановились, но и за короткое время нарастили объёмы промышленного производства по сравнению с доковидным 2019 годом", — считает он.
По данным комитета, наиболее высокие темпы роста показал автопром — почти 14%, радиоэлектроника — 11%, фарма — 9%. Меньшими темпами росли машиностроение (на 4,2%) и пищевая промышленность (на 2,5%).
Кирилл Соловейчик говорит, что в целом реальность превзошла ожидания Смольного — обычно комитет делает прогноз, исходя из консервативных сценариев развития, поэтому в планах было восстановление только к концу этого года.
В погоне за инвестициями
Один из самых быстроразвивающихся сегментов, фармацевтический кластер, в кризисном 2020-м рос по понятным причинам. Всего за прошлый год индекс промышленного производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях вырос на 13,9%.
Рост показателя за январь-июль 2021 года равен уже 6,2%, но и это довольно высокий результат. Елена Ткаченко подчёркивает, что из-за бешеного ажиотажа на фармпродукцию в прошлом году петербургскому кластеру удалось привлечь инвестиции. "Сейчас местные игроки стараются думать на перспективу, они вкладывают привлечённые деньги в те направления, которые принесут отдачу в будущем", — отмечает она.
В СПбГЭУ также говорят, что автомобилестроение показывает хорошие результаты в этом году, хотя на рынок негативно влияет недостаток комплектующих. По данным комитета по промышленной политике, автопром в 2021 году показал серьёзный прирост инвестиций, местный "Хендэ Виа Рус", например, увеличил их объём в 11 раз. Соответственно, выиграли связанные с ним отрасли: металлургия нарастила объём инвестиций в 2,7 раза, производство резиновых изделий и пластмасс — в 2,6 раза.
Удивил кластер радиоэлектроники. Индекс промышленного производства компьютеров, электронных и оптических изделий был в минусе последние два года: в 2019-м снизился на 0,4%, в 2020-м на 4,3%. При этом в январе-июле 2021 года показатель вырос на 13,4%. По данным комитета по промышленной политике и инновациям, инвестиции в радиоэлектронику выросли на 35%.
Как замечает Елена Ткаченко, это связано с развитием импортозамещения — это повлияло и на радиоэлектронную промышленность, и на производство различных комплектующих, и даже на двигателестроение. "Взять товар неоткуда, в обход санкций не купишь, границы закрыты. Приходится начать производить самостоятельно", — говорит она.
Генеральный директор Регионального центра компетенции в сфере производительности труда Петербурга Ирина Голубцова, говоря о развитии радиоэлектронной промышленности, приводит в пример рост динамики вступления предприятий, выпускающих компьютерные, электронные и оптические изделия, в национальный проект "Производительность труда".
"В условиях пандемии растёт число граждан, выполняющих обязанности дистанционно. Причём выполняющих их уже на постоянной основе, это стимулирует спрос. В 2020-м люди ещё могли думать, что всё это ненадолго. В 2021 году им понятно, что нужно обустраивать рабочие места дома", — уверена Голубцова.
Прогрессу (не) быть
Эксперты говорят, что в петербургской промышленности в этом году медленно, но верно идёт движение в сторону технологизации производства. Так, Кирилл Соловейчик отмечает, что сейчас самые высокотехнологичные производства в основном сосредоточены в сферах радиоэлектроники, автопрома, энергомашиностроения и фармацевтики. По его мнению, успешное начало цифровой трансформации в 2021 году продемонстрировали "Средне-Невский судостроительный завод", "Силовые машины", "РЭП Холдинг", "ОДК-Климов", "БСХ Бытовые приборы".
Главная сложность для развития технологизации производства — это отечественное промышленное ПО. В настоящее время промышленность испытывает зависимость от импортного софта — до 80%. "Для решения этого вопроса мы работаем с российскими разработчиками промышленного ПО, например, с теми, кто входит в ассоциацию “Руссофт”, и другими компаниями. На государственном уровне разработаны меры поддержки как для разработчиков ПО, так и для промышленных предприятий, которые его внедряют — субсидии, займы фонда развития промышленности, гранты. Большое внимание уделяется молодым командам учёных и разработчиков", — говорит Кирилл Соловейчик.
В комитете также делают акцент на том, что перед городской промышленностью стоит новая технологическая задача — снижение углеродного следа промышленных предприятий для сохранения возможности присутствия на глобальных рынках и расширения экспортных возможностей.
Область опережающего развития
Интересно, что в Ленобласти проблема декарбонизации стоит сравнительно менее остро. Дело в том, что крупнейшие производства здесь относительно новые и строились по более экологичным технологиям, поскольку изначально ориентированы на экспорт, констатирует Елена Ткаченко. Сейчас они продолжают модернизироваться, несмотря на то что из_за пандемии темпы обновления снизились. "И в этом плане областное правительство их поддерживает — то льготами, то субсидиями. Выдержать конкурентную борьбу без модернизации просто невозможно", — говорит эксперт.
В целом область несколько легче переживала кризис, поскольку эпидемиологическая ситуация была не такой напряжённой, как в Петербурге. Так, обрабатывающая промышленность в 2020 году не снизилась (+0,2%), так что и рост 2021 года (в январе-июле он составил 8,4%) сложнее назвать исключительно "восстановительным". Тем не менее эксперты призывают не слишком разделять две эти экономики.
"Область и город тут нужно рассматривать как единую промышленную агломерацию. Мы зависим друг от друга, кроме того, у многих петербургских компаний есть производства за пределами города", — заключает Елена Ткаченко.
“
Важную роль в восстановлении промышленности сыграли меры государственной поддержки. Оперативно были сформированы списки системообразующих предприятий на федеральном и региональном уровнях, которым предоставлялись меры поддержки — льготные кредиты, отсрочки по налогам и так далее. Нами на региональном уровне за короткое время был запущен "консьерж-сервис", который оказывал помощь системообразующим предприятиям по решению их текущих проблем, возникших в связи с пандемией.
Сейчас наша задача — поддержать имеющийся рост с помощью запуска нового инвестиционного цикла. На это направлен целый комплекс мер поддержки — специальный инвестиционный контракт, региональные инвестиционные проекты, субсидии и так далее.
На данный момент цифровая трансформация и углеродная нейтральность — это два основных глобальных тренда, которые заставляют наши промышленные предприятия переходить на новый технологический уровень. На сокращение выбросов СО2 сейчас направлена государственная политика по внедрению в промышленность лучших доступных технологий и переходу на альтернативные виды топлива и источники энергии. В связи с этим возрастает роль электротранспорта, сжиженного природного газа и водородной энергетики как ключевых элементов сокращения выбросов СО2.
Кирилл Соловейчик
председатель комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт–Петербурга
“
Промышленность Ленинградской области по итогам 2020 года показала позитивный результат. Несмотря на то, что в целом индекс промышленного производства составил 98,6%, в обрабатывающих производствах этот показатель по итогам прошлого года составил 100,2%. Это значит, что составляющие основу экономики области обрабатывающие отрасли, на долю которых приходится более 80% объёма промышленного производства, работали стабильно.
С начала года мы наблюдаем восстановление промышленности. И, по данным за семь месяцев, этот показатель составляет 107,1%. При этом мы видим рост как в традиционных для региона отраслях — пищевой и деревообрабатывающей промышленности, так и в тех, которые сильно "просели" в 2020 году из?за низкого спроса — например, в производстве мебели. О восстановлении говорит и рост индекса в обеспечении и передаче электроэнергии. Кроме того, ни в прошлом году, ни в этом в Ленинградской области не вводились существенные ограничительные меры из?за COVID-19 по отношению к нашим промышленным предприятиям.
Мы прогнозируем, что по итогам 2021 года индекс промышленного производства будет в плюсе, в первую очередь, за счёт реализации заявленных инвестиционных проектов в химической, пищевой и деревообрабатывающей промышленности. Но сегодня для нашего региона особенно актуальна "климатическая" повестка и готовность наших промышленных предприятий к введению углеродного налога в Евросоюзе. Поэтому мы приступили к разработке модели регионального энергоперехода, чтобы наши экспортёры могли пользоваться "зелёной" энергетикой и в дальнейшем избежать углеродного налога.
Дмитрий Ялов
заместитель председателя правительства Ленинградской области по экономике и инвестициям