Спрос на услуги облачного хранения в ретейле за 8 месяцев 2021 года заметно вырос. Подорожания при этом не произошло.
По подсчётам МТС, 60% ретейла использует облака для развития электронной коммерции. В конце августа доля ретейлеров в портфеле облачных услуг компании увеличилась на 33,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Масштаб для больших игроков
Как рассказал "ДП" Артур Сизов, директор по работе с бизнес–рынком МТС в Санкт–Петербурге и Ленинградской области, современный ретейл неразрывно связан с онлайн–сервисами. В нашем регионе более 80% игроков, интересующихся облачными технологиями, относятся к среднему и крупному бизнесу. Для них актуальны задачи хранения и обработки больших объёмов разнообразных данных в целях анализа поведения покупателей для более эффективного управления продажами. Крупный ретейл–бизнес с развитой филиальной структурой использует облачные сервисы для организации удалённой работы и виртуальных рабочих мест сотрудников.
"Облака перешли тот “рубикон”, когда они были одной из технологий выбора. Сегодня они становятся неотъемлемой частью IT–инфраструктуры практически любого бизнеса. Важной составляющей в развитии собственных сервисов, в том числе для взаимодействия с клиентами. Рынок ежегодно растёт. По нашим оценкам, спрос на облака по итогам 2021 года сохранится на том же уровне, 20–25%, а в некоторых сферах (торговле, финансах, услугах) покажет ещё более внушительный рост", — отметил он.
Ретейлеры запускают интернет–магазины, мобильные приложения, программы лояльности для покупателей. Соответственно, растёт необходимость надёжно хранить и обрабатывать данные покупателей и сотрудников. Для этого необходима надёжная IT–инфраструктура. Облака снимают с бизнеса вопросы покупки дорогостоящего оборудования и дают возможность оперативно расширять ресурсы при необходимости. Например, чтобы интернет–магазин выдержал повышенную нагрузку во время сезонной распродажи.
По подсчётам МТС, около 25% ретейл–компаний применяют облака для централизации IT–ресурсов и повышения эффективности управления. 15% пользуются решениями информационной безопасности из облака, подключая сервисы для фильтрации входящего трафика веб–приложений (WAF, Web Application Firewall), а также услуги по отражению DDoS–атак.
Всё стабильно
"Очевидной и первостепенной причиной роста является увеличение спроса на всё, что связано с удалённой работой, которую обеспечивают многие облачные сервисы. Но и рост цен, конечно, игнорировать нельзя. В 2020–2021 годах сильно выросли затраты IT–компаний на оплату труда разработчиков, что, в свою очередь, сказалось и на цене", — считает партнёр Лиги Цифровой Экономики, директор практики облачных решений AT Consulting Михаил Бараблин.
Другие эксперты возражают, что стоимость облачных услуг остаётся достаточно стабильной.
"Стоимость российских облачных сервисов в цене кардинально не меняется уже много лет. Вместе с тем увеличивается количество новых клиентов, перемещающих сервисы в облако, и объём потребляемых ресурсов. Среди отраслевых заказчиков ретейлеры используют облачные ресурсы активнее всех. Начиная с прошлого года, когда началась пандемия, и до текущего момента спрос у торговых сетей на аутсорсинговые ресурсы постоянно растёт. Так, за первое полугодие 2021 года количество обращений за облаком к нам со стороны этого сегмента увеличилось на 118%", — поделился Сергей Зинкевич, директор по развитию бизнеса КРОК "Облачные сервисы".
Павел Гуральник, генеральный директор ISPsystem, указывает, что объёмы данных в последнее время увеличились. Это дало большую нагрузку на IT–инфраструктуру предприятий. Большинство компаний оказались в ситуации, когда им пришлось очень быстро наращивать вычислительные мощности, увеличивать капитальные затраты, закупать оборудование, разворачивать его. Либо же мигрировать в облака. Последний вариант — более быстрый, потому что используется уже развёрнутая инфраструктура провайдера услуг. Это дешевле для компании и является операционными затратами. Из–за этого рынок облачных услуг растёт буквально аномально. До пандемии такого спроса не было. По итогам 2020 года рынок вырос почти на 30%. При этом спрос растёт на различные сервисы. IaaS, который позволяет компаниям гибко масштабировать свои ресурсы как вверх, так и вниз. SaaS — использование разного софта в облаках, не закупая. Растёт спрос на организацию удалённых мест. Одним словом, рост наблюдается по всей линейке: от баз данных и софта до инфраструктуры.
Иван Григорьев, менеджер по программным продуктам и интеграционным решениям Hikvision Russia, отмечает, что стоимость услуг зависит от того, какими конкретно продуктами заинтересовались ретейлеры. Технологии, связанные с безопасностью, могут обойтись дороже: "Если говорить о Cloud VMS, то с последовательным удешевлением облачных мощностей и стоимости хранения цена на базовые сервисы систем остаётся почти неизменной. Рынок за достаточно большой промежуток времени определил стоимость на такого рода решения, и её изменение отдельными игроками не представляется разумным. Этим определяется низковолатильный характер стоимости услуг за развёртывание Cloud VMS–систем. Но если смотреть на вопрос в разрезе VSaaS–систем, играющих всё более значимую роль на рынке облачных систем безопасности, то появляются новые услуги и сервисы, которые сейчас востребованы на рынке. Они и влияют на тренд повышения проектной стоимости облачных сервисов. Безусловно, также определяющее влияние оказывает активный рост объёма предоставляемых услуг — в среднем 30% ежегодно".
…и другие
Эксперты обращают внимание, что объёмы в облаках увеличиваются не только у ретейла. Однако эта отрасль является качественным индикатором: из–за эффекта высокой базы и относительной простоты сбора данных для статистики.
"У ретейла (собственно, как и в других вертикалях) есть определённые маркеры, определяющие спрос на Cloud VMS / VSaaS–системы. В частности: гибкость (объём потребляемых услуг может как расширяться, так и сокращаться во времени), скорость и стоимость развёртывания / переноса / сворачивания торговой точки, низкие капитальные затраты, низкие эксплуатационные затраты и т. д.", — объясняет Иван Григорьев.
"Сфера транспорта и логистики, промышленность стали очень активно проходить цифровизацию и использовать интернет вещей. У них появляется big data — это драйвер спроса для вычислительных мощностей. Ретейл растёт в связи с пандемией. Но помимо этого у ретейла есть необходимость соблюдать 152–ФЗ, закон о персональных данных. А когда мы говорим про провайдеров облачных сервисов, то у них есть отдельные облака, готовые для работы с персональными данными. Ретейлу нужно только организовать процесс миграции, не нужно проходить специальную сертификацию", — добавляет Павел Гуральник.