За прошедшие годы музей современного искусства Эрарта стал одним из знаковых мест в Петербурге. И, похоже, не собирается сдавать позиции.
Петербург давно и заслуженно считается музейной столицей России. Здесь действительно находятся самые знаковые выставочные залы и площадки, известные далеко за пределами нашей страны. Большинство из них государственные, но, как показывает практика, частные музеи Северной столицы вполне могут встать с ними в один ряд.
Полмиллиона в год
Сложно поверить, что музей Эрарта открылся на Васильевском острове всего 11 лет назад — настолько плотно за эти годы он стал восприниматься в качестве городской достопримечательности. Впервые музей открыл свои двери 30 сентября 2010 года, и за прошедшее время здесь побывали сотни тысяч петербуржцев и гостей города. А для многих современных людей посещение Эрарты — один из обязательных трендов, если ты хочешь быть в курсе современной повестки.
И этот тренд вполне объясним — сегодня в Эрарте можно увидеть самые яркие работы от современных художников со всего мира. "На протяжении всей своей истории музей стремился показать и продолжает показывать, каким разным может быть искусство, — говорят сотрудники музея. — За 11 лет Эрарта провела более 400 выставок живописи, скульптуры, фотографии, моды, дизайна, архитектуры и видео–арта как признанных мастеров мировой арт–сцены, так и ещё не известных авторов".
Мэттью Брандт. Таинственный лес
Только в этом году посетители музея смогли познакомиться с шедеврами главного шляпника планеты Филипа Трейси, полюбоваться невероятными цветовыми переходами в трёхмерных работах китайско–нидерландского художника Чжуан Хунъи, оценить функциональность и красоту концепт–каров, созданных легендарным автомобильным ателье Нуччо Бертоне, взглянуть на мир глазами ребёнка на выставке монументальных скульптур итальянца Стефано Бомбардьери и прожить превращение момента в вечность благодаря пронзительным живым картинам японского художника Синтаро Охаты.
На данный момент постоянная экспозиция музея насчитывает более 2 800 работ современных авторов и постоянно пополняется. В ней представлены совершенно разные жанры и грани искусства — живопись, графика, скульптура, арт–объекты, инсталляции. И знакомство с каждым произведением — это возможность задуматься о личном и универсальном: почувствовать себя картиной, послушать музыку своего мозга, поразмышлять о судьбах России во второй половине XX века. Кроме того, Эрарта — один из немногих музеев Петербурга, который в сотрудничестве с художниками создаёт и собственные творческие проекты. Среди них — тотальные инсталляции U–Space, дающие посетителям возможность прожить 10 минут другой жизни, "Театр без актёров", "Озвученные истории картин", "Изоанимация", мультсериал об искусстве "Чёрный квадрат", "Изолитература". Каждый из них позволяет зрителю открыть для себя в современном искусстве нечто важное и интересное.
За прошедшие годы музей завоевал множество премий и титулов, которые можно долго перечислять. Он неоднократно был включён в список интересных достопримечательностей крупнейшим в мире путеводителем Lonely Planet, вошёл в десятку лучших музеев России по мнению туристического портала TripAdvisor, отмечен National Geographic как один из пяти петербургских музеев, обязательных к посещению, а также стал первым в стране музеем современного искусства, представленным на Google Art Project. Ежегодно Эрарту посещает около полумиллиона человек.
Осень современного искусства
Как и многие другие культурные объекты, Эрарта в период пандемии была вынуждена ограничить свою работу. Особенно непростым был для музея 2020 год с его максимальными ограничениями. Но этой осенью он работает в полном объёме (разумеется, с соблюдением всех необходимых мер), и в эти дни там проходит несколько выставок, которые, без сомнения, вызывают интерес и привлекают зрителей.
Например, до конца октября у посетителей есть возможность сыграть в уникальную визуальную игру, в которую зрителя вовлекают минималистичные работы испанского фотографа–сюрреалиста Гарсиа де Марины, представленные на выставке "Ахрония". Автор создаёт очень неожиданные и порой даже абсурдные сочетания привычных предметов, призывая зрителя увидеть красоту в "случайной встрече швейной машинки и зонтика на анатомическом столе". Он погружает нас в мир оживших вещей, которые пытаются казаться не тем, чем они являются, и складываются в загадочные послания.
Выставка американского художника и концептуального фотографа Мэттью Брандта, произведения которого представлены в коллекции Метрополитен–музея, будет открыта до 5 декабря. У этого автора особый творческий метод: на этапе проявки плёнки он интегрирует в свои работы различные вещества, связанные с историей создания самого снимка, — от озёрной воды до пыли. И представленный им в музее проект "Таинственный лес", приглашающий посетителей на прогулку по окрестным лесам Петербурга, родился после визита художника в Северную столицу в 2019 году. Побывав на экскурсии по постоянной экспозиции музея, Брандт узнал, что в русской культуре образ берёзы имеет особое значение. После этого специально для Эрарты художник создал серию из 18 фотографий берёз в технике желатиносеребряной печати и серебрения — подобную технику в прошлые века применяли для серебрения зеркал.
На выставке также можно увидеть результаты экспериментов Брандта с кофе, солями урана, с отпечатками на дереве.
Одна из самых ироничных и впечатляющих выставок продлится до 9 января будущего года. Итальянский дуэт The Bounty Killart предложит всем посетителей посмотреть на себя глазами человека будущего, побывав на выставке "Взгляд из будущего: раскопки луккского храма XXI века". Выставочное пространство превратилось в святилище XXI века, обнаруженное учёными будущего в 3115 году. Каким люди из XXXII века увидят наше время?
Эффект храмового пространства создают масштабные скульптуры, достигающие 3 метров в высоту и 8 метров в ширину. Наряду с колоссальной скульптурой "Гигантомахия", отсылающей нас к древнегреческой мифологии, в экспозиции можно встретить целый ряд узнаваемых образов: лежащую Венеру, Святого Себастьяна, Сизифа, Нарцисса, Тайную Вечерю и других. Все они в ироничном ключе переосмысляют ценности современной нам культуры, показывают, насколько изменился наш мир — и наши представления о нём — со времён античности и Средневековья.
В разгар осени, 8 октября, откроется выставка британского фотографа Ника Визи под названием X–Ray Men. В экспозиции представлены работы, рассекречивающие скрытый смысл привычных вещей с помощью рентгеновских лучей. Работы Ника Визи избавляют предметы, идеи, технологии и людей от искусственных наслоений, порождённых нашим восприятием. Зритель попадает в ситуацию, в которой можно поразмышлять над ключевыми элементами, составляющими самую суть какого–либо явления или артефакта.
Они придут
А под занавес года музей покажет масштабную выставку одного из самых влиятельных фотографов XX века Хельмута Ньютона, которая, как планируют в Эрарте, станет настоящим подарком петербуржцам к новогодним праздникам. В экспозиции будут представлены фотографии 70–80–х годов XX столетия — одного из ключевых периодов в творчестве Ньютона, новаторские снимки которого публиковались на страницах американского, французского, британского, итальянского изданий Vogue, журналов Harper’s Bazaar, Elle, Vanity Fair и Playboy. Зрители смогут увидеть портреты Энди Уорхола, Карла Лагерфельда, Дэвида Хокни, Шарлотты Рэмплинг, Эльзы Перетти и других мировых звёзд и смогут проследить, как автор переосмысляет образ женщины, впервые представшей в его работах властной и роковой. Так, на выставке будет представлен легендарный диптих "Они идут", иллюстрирующий, по замыслу автора, изменение роли женщины в обществе.
И в следующем году посетителей музея ждёт множество сюрпризов: кинетические скульптуры нидерландского художника Виллема ван Вигеля, визуализирующие ход времени, футуристичные куклы сестёр Поповых, ставшие феноменом современного искусства и модной индустрии, проект американского мультидисциплинарного художника Porkchop, повествующий о постапокалиптической вымышленной квазирелигии, необычные работы в технике tape art нидерландского художника Макса Зорна, работы которого украшали улицы Мадрида, Лиссабона, Амстердама и других европейских городов. И множество других выставок, анонсы которых уже сейчас можно увидеть на сайте музея.
А для того, чтобы посетители смогли побывать на всех выставках, которые их заинтересуют, Эрарта разработала систему билетов. Ежегодно музей проводит 40 временных выставок, а это значит, что каждые 3 месяца проекты обновляются. Стоимость билета на весь год — 800 рублей, он даёт возможность бесплатно возвращаться в Эрарту в любое время. Но есть ещё и абонементы, которые, помимо неограниченного числа посещений музея и всех временных выставок, дают владельцу расширенные привилегии: приглашения на вернисажи выставок и встречи с художниками на два лица, два сеанса в U–Space, скидку 20% на проход в музей без очереди для друзей, а также скидку 10% в ресторане Erarta, кафе и магазинах музея.
А подружиться с современным искусством посетителям музея помогут аудиогиды (доступные в личном кабинете) и экскурсоводы — забронировать персональную экскурсию можно в кассах. Школьные классы Эрарта приглашает на бесплатные экскурсии: чтобы побывать на них, необходимо заранее договориться о визите группы в музей. Дополнить впечатления от знакомства с Эрартой можно в кафе музея — здесь обязательно стоит попробовать фирменные эклеры от шеф–кондитера, которые многие посетители называют истинными произведениями современного искусства.