Facebook-блэкаут: сбой соцсетей подорвал работу бизнеса и напугал инвесторов

Автор фото: ТАСС/ Александр Рюмин
Автор фото: ТАСС/ Александр Рюмин

В работе Facebook произошёл сбой, в результате которого почти 6 часов стали недоступны WhatsApp, Instagram и собственно сам FB. Это самый крупный и длительный сбой с 2008 года. Рынок ответил обвалившимися акциями IT-гигантов. Эксперты говорят, что причина обвала рынка также состоит и в плохой коммуникации компании, которая давно уже ставит в приоритет прибыль, а не удобство пользователей.

Котировки Facebook, по мнению специалистов, быстро восстановятся. Инвесторы всё ещё видят их акции привлекательными.
Однако самое большое влияние сбой оказал на бизнес, который полностью зарабатывает через соцсети. Некоторые компании могли потерять 5% своих клиентов.

Глобальный обвал

Сбой затронул не только работу социальных сетей, но и внутренние сервисы Facebook, благодаря которым производятся внутренние коммуникации компании. Сотрудники потеряли доступ к рабочим местам из-за неработающих пропусков, сломались внутренние мессенджеры для корпоративного общения между работниками. По официальным заявлениям компании, виноваты в сбое оказались изменения конфигурации магистральных маршрутизаторов, которые отвечают за координацию трафика между дата-центрами Facebook. Иными словами, они просто не могли обмениваться информацией друг с другом. Хотя до этого в том числе рассматривалась версия о хакерской атаке.
При этом после сбоя FB пользователи Мировой паутины начали также жаловаться на отсутствие стабильного доступа к Twitter, Google, YouTube, Telegram, TikTok, Instagram и даже "ВКонтакте". Эксперты связали это с увеличившимся наплывом пользователей в эти соцсети после того, как отключились сервисы, принадлежащие Facebook. Telegram даже написал твит, в котором подтвердил, что мессенджер работает несколько медленнее, потому что им стало пользоваться резко больше людей.
Топ-менеджеры Facebook, включая Марка Цукерберга, принесли публичные извинения за многочасовой сбой, в результате которого мог пострадать бизнес людей, работающий в соцсетях. Но больше всего сбой сказался на бизнесе самого Facebook и других IT-гигантов — акции Facebook упали на 5%, Google — на 3%, Amazon — на 2,8%, Twitter — на 6,7%. По данным Bloomberg, Цукерберг из-за инцидента потерял порядка $6 млрд и опустился с третьей на шестую строчку в списке Forbes. Индекс Nasdaq Composite за несколько часов с начала инцидента упал на 2,2%, более одного 1% составило падение на Dow Jones и S&P 500.

Катастрофы нет

По мнению финансовых экспертов, ситуация не оказалась очень страшной. "На CBS вышло интервью, где рассказывалось, что компания плохо справляется со своими обязанностями, когда речь заходит о враждебных высказываниях и широко распространённой дезинформации. Приоритетом в этих вопросах компания ставит прибыль, а не безопасность пользователей. Реакция рынка ухудшилась из-за сбоев в работе сервисов Facebook. Большая часть негатива уже учтена в котировках. Акции FB торгуются с мультипликатором P/E NTM на уровне 20,9х, что заметно ниже среднего значения за 5 лет (23,9х). C точки зрения финансов бизнес выглядит очень сильным, поэтому часть инвесторов видит акции привлекательными на текущих ценовых уровнях, и это позволит избежать масштабного падения акций. Мы продолжаем позитивно оценивать долгосрочные перспективы бизнеса и оставляем целевую цену на уровне $420", — прокомментировал Вадим Меркулов, директор аналитического департамента "Фридом Финанс".
Леонид Делицын, аналитик ФГ "ФИНАМ", отметил, что падение акций на 5% — заметное, но, строго говоря, не катастрофическое событие: "Оно в общем-то не слишком серьёзное, если принять во внимание последствия, которыми может грозить компании Facebook сенатское расследование внутренних практик компании. После того как Фрэнсис Хоген, бывшая сотрудница компании, предоставила в распоряжение политиков документы, которых тем так не хватало, можно считать, что долгое шумное обсуждение в СМИ внутренней кухни компании ей гарантировано по меньшей мере на квартал. Что касается рейтингов, то количество строчек, на которое в них поднимаются или опускаются, зависит от величины разрыва с соседями. Если миллиардеры равно богатые, они могут хоть каждый день меняться местами. Собственно, Безос и Маск почти каждый день местами и меняются, но при этом и сами становятся только богаче, и составителям рейтингов бесплатно генерируют контент".
По словам эксперта, котировки Facebook смогут восстановиться, поскольку оценка капитализации не завышена в сравнении с другим бигтехом. А если сравнивать с компаниями-последователями, такими как Pinterest, Twitter и Snap, то она является совсем уж недорогой. При этом по уровню выручки (более $100 млрд) и прибыли (около $40 млрд) холдинг Цукерберга недостижим по крайней мере для американских конкурентов: "К примеру, сегодня на открытии акции выросли на 0,9%. Однако теперь инвесторы будут ждать, чем закончатся расследования и чего государство потребует от Facebook. Даже очень удачные финансовые результаты могут теперь становиться поводом не для роста цены, а для небольших распродаж. Инвесторы просто сочтут, что лучше продать, пока не подешевели", — отметил Делицын.

Яйца по разным корзинам

Константин Хомченко, основатель маркетингового агентства Chili Marketing, считает, что особенно чувствительным сбой оказался для бизнеса, который полностью зарабатывает в соцсетях: "Есть бизнес, у которого основной источник лидов — это Facebook и Instagram. Для них такое падение, даже краткосрочное, означает, что на следующий день или даже в тот же день может не прийти достаточное количество клиентов. Если у нас 20 рабочих дней, то один из этих рабочих дней отсутствует полностью. Получается, они потеряли одну двадцатую, или 5%. В целом если сейчас отказаться от Facebook полностью, то многие рекламодатели сильно потеряют в клиентах. Instagram и Facebook даёт самые качественные и низкие по своей стоимости лиды".
Хомченко также добавил, что причин для сильного беспокойства всё равно нет — сбой был разовый, лишь постоянные сбои могут весьма заметно навредить бизнесу: "После этого случая может значительно уменьшиться доверие к компании со стороны блогеров, потому что это основной инструмент их заработка. Для них последствия могут быть гораздо более печальными".
По оценке сервиса CloudPayments, онлайн-оборот за время глобального сбоя сократился в России на 5%, а число транзакций стало на 14% меньше по сравнению с обычным периодом. Основательница маркетингового агентства "Брусника" Теххи Полонская считает, что сбой в Facebook в очередной раз показал, как важно бизнесу не складывать все яйца в одну корзину.
"Скорее всего, компании, у которых есть свои сайты, представительства в других соцсетях, аккаунты в других мессенджерах, не сильно потеряли за эти часы в клиентах. Просто потому что с ними можно было связаться в другом месте. Конечно, несколько часов не работали рекламные активности. Но мне кажется, главный потерявший тут скорее сам Facebook — и акции упали, и несколько часов не шла реклама. Думаю, для бизнесов, которые делают большие ставки на SMM, эти часы были несколько неприятными, но вряд ли речь о больших потерях", — добавила она.
Собеседница "ДП" полагает, что текущий кейс, с одной стороны, быстро забудется, ведь уже бывало, что на какое-то время те или иные соцсети сбоили, и никто при этом не объявлял им бойкот, с другой стороны, компании могут задуматься о дополнительных инструментах и каналах коммуникации.
"Бизнес обычно работает сразу на нескольких платформах, чтобы подстраховать себя на случай проблем в какой-то из них. Поскольку речь идёт о потерях скорее виртуальных, то их можно довольно просто компенсировать. Что касается связи, то есть другие платформы для коммуникаций, которые работали, такие как "Телеграм" или "Твиттер". Доверие вряд ли снизится, поскольку альтернативы глобальным платформам нет, но будет больше диверсификации по рекламным и контентным активностям. Могут быть потери, связанные с тем, что какие-то большие активности могли состояться именно в это время, но их можно перенести, поскольку это форс-мажор", — прокомментировал в свою очередь Марк Шерман, управляющий партнёр коммуникационного агентства B&C.