Бюрократия помешала совладельцу ББР банка заработать на цифровизации образования

Автор фото: Ермохин Сергей

Сегодня Арбитражный суд утвердит сроки реализации имущества компании, совладельцем которой является акционер ББР банка Дмитрий Гордович.

Общество с ограниченной ответственностью "Тич ми плиз рус" признано банкротом летом 2020 года, в компании введена процедура конкурсного производства. Наибольшая доля (34%) в обществе принадлежит Дмитрию Гордовичу. Ещё 30% — его партнёру Илье Никифорову, с которым они в равных долях владеют ООО "Биксби". Среди других участников — Анна Фаустова (26%), единственный учредитель ООО "Балтийский хлеб", и Андрей Егоров (10%), участник ООО "Р–2".
"Тич ми плиз рус" создано в 2016 году для управления сервисом по поиску образовательных программ и репетиторов. С банкротным иском выступила Федеральная налоговая служба с требованиями на 4,8 млн рублей.
"Бизнес не пошёл из–за государственной бюрократии. Других пострадавших сторон, кроме самих участников, в банкротном процессе нет, — отметил в беседе с “ДП” Дмитрий Гордович. — Мы столкнулись с множеством препон при реализации красивой идеи цифровизации образовательных программ".
Автор: скриншот с видео на YouTube
Как ранее писал "ДП", Гордович в августе получил согласование ЦБ на увеличение собственной доли в ББР Банке с 30 до 45%. Регулятор одобрил сделку, опираясь на действующее законодательство, в котором определены требования к деловой репутации акционеров кредитных организаций. Владение компаниями, признанными банкротами, не является препятствием для контроля над банками, если деятельность первых не была связана с финансовыми рынками.
Александр Гуканов, управляющий партнёр АБ "ПромБизнесКонсалтинг", категорически против ужесточения сегодняшней версии федерального закона "О банках и банковской деятельности". По его мнению, он и так достаточно строг и беспощаден к собственникам и органам управления банком и предъявляет высокие требования к деловой репутации. В основном запрет на участие связан с наличием судимости за умышленное преступление и различные неправомерные действия в качестве участника органа управления банком.
Однако есть и такое требование, как запрет на покупку доли лицам, действия которых привели к фиктивному или преднамеренному банкротству организации. То есть закон уже предусмотрел запрет на участие тем, кто умышленно довёл компанию до банкротства.
"В больших коммерческих группах не редкость, когда отдельные направления теряют свою актуальность. При этом специфика менеджмента не позволяет повысить эффективность, что зачастую приводит к банкротству. И это совершенно не значит, что в целом бенефициар таких проектов неуспешен. Совершенно несправедливо лишать таких лиц возможности открывать новые бизнесы", — объясняет Александр Гуканов.
По оценке эксперта, в "Тич ми плиз рус" доля Гордовича (34%) не даёт полного контроля над компанией. Соответственно, миноритарий лишён возможности противодействовать непродуманным управленческим решениям. В то же время необходимо учитывать специфику данного банкротного дела, которое возбуждено из–за неуплаты налогов.
Исчисление и уплата налогов входят в компетенцию и обязанности исполнительного органа общества. В первую очередь претензии будут к генеральному директору и главному бухгалтеру. Но, по мнению Гуканова, расслабляться Гордовичу не стоит.
"Фискалы очень часто пытаются привлечь к субсидиарной ответственности всех, кто, как говорится, “мимо проходил”, в особенности тех, у кого есть что взять", — резюмирует эксперт.
Генеральный директор ООО "Индивидуальный туристический сервис" Виктория Шамликашвили развивает в том числе компании, занимающиеся турбизнесом. Она являлась акционером Рускобанка, который был признан несостоятельным. Успеху банковского проекта, как полагает Шамликашвили, помешала позиция ЦБ, а последовавшее банкротство — это дорога в один конец.
"Институт финансового оздоровления существует только на бумаге, на практике же он не работает. В стране банкротство — либо борьба с неугодными, либо рейдерский захват. И кейс Рускобанка иллюстрирует отношение к институту банкротства как к способу уничтожения бизнеса, а не финансовому оздоровлению", — считает Виктория Шамликашвили.
По её мнению, в нашей стране предприниматель на пути к успешному бизнесу должен преодолеть немало преград: это и законы, которые написаны так, что их можно трактовать как угодно, и судебная защита, когда арбитраж при одинаковых обстоятельствах может вынести диаметрально противоположные решения, и взаимодействие с различными надзорными органами, чья функция скорее карательная, нежели ориентированная на помощь бизнесу.
"KPI государства заключается не в предотвращении нарушений, а в наказании бизнеса", — резюмирует Шамликашвили.
Гордович выступает соучредителем и руководителем ряда юрлиц, связанных с гостиничным бизнесом и компаниями, созданными для управления коммерческой недвижимостью. Так, через ООО "Норд" ему принадлежит гостиница "Мартин" на ул. Марата, через ООО "Стройснаб" — ТЦ "Аура" на Приморском пр.
В июле 2021 года Гордович через ООО "Ридэкс" стал совладельцем земельного участка площадью 10,4 га у Муринской дороги, выкупленного у ООО "Бигбокс" (торговая сеть "Ряды"). В конце прошлого года связанное с ним АО "Специализированный застройщик “Отель Введенский”" (управляет одноимённой гостиницей на Большом пр. Петроградской стороны) приобрело на торгах здание бывших железнодорожных касс на наб. канала Грибоедова за 1,115 млрд рублей. Это же АО является стратегическим инвестором Санкт–Петербурга и реализует проект строительства 23–этажной гостиницы на углу ул. Брянцева и пр. Просвещения.