Предстоящий запуск "Северного потока — 2" совпал по времени с самым жестоким за последние годы европейским энергокризисом. "Газпрому" это только на руку.
6 октября котировки газовых фьючерсов на бирже ICE "улетели" к небывалой отметке — почти $2 тыс. за 1 тыс. м3. С начала года котировки выросли, таким образом, в 9,5 раза, в том числе на 60% — только за последние полтора дня (вторник и утро среды). Правда, уже к середине дня среды котировки вернулись к отметке $1240, а утром в четверг — к $970.
Одним из факторов окончания биржевой истерики эксперты называют высказывания Владимира Путина. На онлайн–совещании по вопросам развития энергетики он предложил продумать возможное увеличение предложения газа на рынке.
"Только сделать это надо аккуратно, — сказал президент, обращаясь к вице–премьеру Александру Новаку. — Посчитайте с “Газпромом”, поговорите. Нам такой спекулятивный ажиотаж ни к чему, потому что, как известно, за этими ажиотажами происходят другие малоприятные события".
Новак, в свою очередь, назвал два фактора возможного охлаждения ситуации. Это увеличение объёмов биржевой торговли газа на Санкт–Петербургской международной товарно–сырьевой бирже и скорейшее завершение европейскими чиновниками сертификации и выдачи разрешения на прокачку газа по достроенному "Северному потоку — 2".
Собственно, сертификация — последнее, что тормозит запуск "Северного потока — 2". На днях оператор газопровода Nord Stream 2 AG начал заполнять топливом первую нитку трубопровода, чтобы достичь нужного давления для дальнейшего тестирования. На второй нитке заканчиваются пусконаладочные работы. Но для официального запуска достаточно готовности и одной нитки.
Получается, что "Газпром" закончил строительство как нельзя вовремя: ажиотаж с ценами на фьючерсы возник не на пустом месте. Ситуация с газом в Европе в преддверии зимы выглядит достаточно тревожно. Запасы в хранилищах стран ЕС по–прежнему на 24 млрд м3 ниже, чем на те же даты год назад.
Аномалия за аномалией
"Газовый бум" начался ещё в августе: именно тогда "Газпром" сократил поставки по газопроводу Ямал — Европа. Однако обвинить российскую компанию в таком росте цен достаточно сложно, ведь основная причина удорожания заключается в другом.
В первую очередь это полупустые газохранилища: в Европе на середину сентября имелось чуть более 70% газа при норме 92%. Виной этому стала холодная зима 2020–2021 годов. Учитывая грядущую зиму, которая, по прогнозам синоптиков, вновь будет холодной, на газовом рынке Европы началась паника.
Ещё одной причиной ценового ралли стал дефицит сжиженного природного газа (СПГ). Почти весь он экспортируется в азиатские страны. Виной всему банальная выгода: цены на газ в Азии ещё выше, ввиду чего производители для получения большей прибыли перенаправили объёмы на Восток.
Неожиданным "подарком" от природы кроме температур стали проблемы с ветром: ветряные потоки на Северном море летом внезапно утихли, тем самым заставив Европу восполнять дефицит электричества газовыми, а также малочисленными угольными электростанциями. Словом, альтернативная энергетика — ветряная — тоже подвела.
Но даже если бы природные катаклизмы ограничились только этим, ситуация с газом могла остаться в пределах нормы. Однако ураган Ида, который прошёл по территории США в конце августа, стал ещё одной причиной роста цен.
С начала августа добыча газа в Америке стабильно росла, но Ида прервала её на продолжительное время. Достаточно сильно пострадал и американский штат Луизиана, дороги и порты, что также повлияло на экспорт СПГ. Учитывая, что треть американского сжиженного газа идёт в Европу, ураган стал ещё одним триггером для рынка.
Зима близко
В ситуации, когда Европе сложно рассчитывать на рост поставок СПГ из США осенью, европейские чиновники начинают искать альтернативы. "Газпром" выглядит наиболее очевидным выбором для увеличения поставок. Российская корпорация за последние несколько месяцев дала понять Западу, что понимает правила игры и знает себе цену.
В рамках аукциона бронирования допмощностей на транзит газа через территорию Украины в сентябре "Газпром", несмотря на ожидания, выкупил менее 5% общего объёма 15 млн м3 в сутки. А уже с 1 октября компания полностью прекратила транзит газа через Украину в Венгрию.
С венграми был заключён контракт на поставку газа через "Турецкий поток". Украинская сторона лишилась прибыли за транзит минимум на 15 лет (срок действия договора), а "Газпром" в очередной раз показал, что любые политические шаги могут и будут иметь ответ.
Вы потребовали — мы исполнили
Однако было бы наивно полагать, что российская корпорация приняла подобное решение из–за стремления ухудшить положение страны–соседки. Кроме Украины было принято решение отказаться от транзита газа и через Польшу на год.
Все эти действия стали ответом европейской бюрократии. Пока заканчивалось строительство "Северного потока — 2", вышло судебное решение, которое обязало применять к нему правила газового рынка ЕС. Исходя из правил, половина мощностей должна быть зарезервирована для "прочих поставщиков". Несмотря на невыгодную ситуацию, "Газпром" всё же выполнил требуемые обязательства в полной мере.
Но проблему дефицита европейцы решить за счёт этого не смогли. Очевидно, что рассчитывать на поставки из США и увеличение объёмов СПГ сейчас невозможно, другие поставщики в лице Алжира и Норвегии также не могут выступить альтернативой.
Закупать газ в Азии по ещё более высоким ценам было бы абсурдом. В итоге уже 21 сентября Международное энергетическое агентство выступило с заявлением об увеличении Россией экспорта газа в Европу. МЭА ещё раз подчеркнуло невысокое заполнение хранилищ и призвало РФ оказать помощь Европе в подготовке к зиме.
Одновременно из разных источников начали поступать обвинения в сторону "Газпрома", связанные с намеренным ограничением поставок на газовый рынок Европы. Однако российская компания заявляла, что лишь строго исполняет указания европейских регуляторов. В итоге политикам ЕС остаётся лишь сдаться и ускорить одобрение запуска "Северного потока — 2".
Цены снизятся, но не сильно
Спекулятивные игры на бирже оказались "Газпрому" на руку: ситуация с нехваткой газа позволяет ставить выгодные условия в общении с европейскими потребителями. Остаётся решить лишь главный вопрос — бюрократический.
Логично предположить, что с началом поставок по "Северному потоку — 2" цены на газ скорректируются, однако ждать резкого падения и возвращения цен к августовским уровням пока не стоит.
В любом случае дальнейшее движение цены будет зависеть от того, как пройдёт зима в Европе и насколько прогнозы синоптиков совпадут с реальностью. Пока же природа играет явно не в пользу Старого Света.