Киберспортивная индустрия нуждается в кадрах, а вузы уже вовсю готовят специалистов. Правда, в Петербурге найти работу у них едва ли получится.
Объём российского рынка киберспорта по итогам 2020 года достиг $28 млн. По этому показателю Россия занимает седьмое место в мире. Такие данные приведены во всемирном обзоре индустрии развлечений и медиа PwC. Ожидается, что до конца 2025 года рынок будет расти в среднем на 16% в год и достигнет значения $58 млн. Мировой киберспортивный рынок за прошедший год вырос до $1,2 млрд.
"Россия входит в десятку крупнейших киберспортивных рынков, но значительно отстаёт от США, Китая и Южной Кореи, на долю которых в совокупности приходится 73% выручки. С учётом этого можно говорить, что рост интереса к киберспортивной индустрии есть, но он пока далёк от полной реализации своего потенциала в денежном выражении", — рассказал "ДП" старший консультант практики медиа и развлечений PwC в России Кирилл Тихонов.
Социальный лифт
В прошлом году о киберспорте заговорили даже те, кто ранее никогда не интересовался им. Невозможность проводить досуг в привычном формате побудила многих приобщиться к геймингу. Эксперты обращают внимание, что сфера компьютерных игр уже давно развивается активнее, чем кино и телевидение. Годовая выручка индустрии почти соответствует доходам традиционных профессиональных спортивных лиг, включая NBA и NHL.
Цифровизация сферы развлечений и спорта, стремительное развитие информационных технологий способствуют появлению новых профессий. Некоторые классические специальности трансформируются в свои же онлайн–версии (например, менеджер команды, агент или скаут), а кроме того, возникают совершенно новые варианты занятости (собственно киберспортсмен или геймдевелопер). Область цифрового спорта востребована и в силу доступности. Чтобы развиваться в ней, достаточно наличия небольшого набора технических средств: компьютер, планшет, мобильный телефон, наушники, микрофон. И это уже не говоря о том, что работать можно не выходя из дома. Для проведения чемпионатов и различных соревнований онлайн не нужно так много ресурсов и кадров, как, например, для организации тех же мероприятий в области обычного спорта, — огромная команда, место проведения, большое количество разрешений и согласований с местными администрациями, режиссёры, организаторы, менеджеры…
"Востребованность профессий киберспорта актуальна для российского и, в частности, петербургского рынка. Зарплата на таких специальностях превосходит среднерыночную. Несколько российских киберспортсменов (их личный доход доходил до $483 тыс. в год) уже входят в топ–100 самых высокооплачиваемых в мире", — отмечает генеральный директор образовательного агентства AcademConsult Ирина Следьева.
В 2022 году в ряде российских вузов планируется запустить образовательные программы, связанные с гейм–индустрией. Сюда будут входить курсы по развитию дополнительных навыков (например, анализа данных), а также полноценное обучение разработчиков игр. В июле этого года была утверждена дорожная карта "Новые коммуникационные интернет–технологии" (НКИТ), разработанная "Ростелекомом". Согласно документу, образовательные программы некоторых вузов планируется дополнить киберспортивными дисциплинами.
"Гейминг давно перестал быть увлечением. Он воспринимается как возможность заработка и выбор карьерного пути. Киберспорт можно рассматривать в качестве социального лифта. В нашей стране традиционно эту роль выполняли наука, спорт, политика и шоу–бизнес. Сейчас развитие этих и многих других отраслей поставлено на паузу. Киберспорт, особенно его онлайн–часть, вполне способен обеспечить необходимый старт в карьере для современной молодёжи", — уверена директор по персоналу финтех–группы "Финбридж" Екатерина Макарова.
Пусть меня научат
В прошлом году в магистратуре Института физической культуры, спорта и туризма СПбПУ запустили курс "Основы тренировочного процесса киберспортсменов", где магистранты изучают новые виды спорта, методы оценки физического развития и функциональной подготовленности людей, возможные заболевания, а также особенности самостоятельных тренировок. Программы подготовки или курсы, где обучают будущих специалистов для киберспортивной индустрии, есть и у других вузов Северной столицы.
По оценке директора разработки образовательных программ факультета игровой индустрии и киберспорта университета "Синергия" Михаила Пименова, сегодня наиболее востребованы организаторы и продюсеры международных турниров (зарплаты — от 80 тыс. рублей). Также высок спрос на специалистов по маркетингу в игровой индустрии, аналитиков турниров, менеджеров киберспортивной команды (от 70 тыс. рублей).
Кирилл Тихонов добавляет, что повышается роль управленческих кадров, это выражается в тренде на переход в киберспортивную индустрию менеджеров высшего и среднего звена.
"По мере развития индустрии будет также увеличиваться значимость физической и ментальной подготовки киберспортсменов, что приведёт к увеличению спроса на профильных специалистов: тренеров по физподготовке, спортивных врачей и психологов, диетологов", — говорит он.
Кроме того, администраторы и менеджеры проектов очень ценятся работодателями в киберспортивной среде. С каждым годом турниры проводятся чаще и операторы расширяют свой штат. Всё больше вакансий появляется для SMM–специалистов.
Однако отечественной индустрии есть куда развиваться. Как отмечает руководитель направления киберспорта СПбПУ Максим Паньков, специализированных организаций на берегах Невы нет, все базируются в Москве. "Тем не менее петербуржцы могут найти себе работу в этой сфере. Большинство фирм принимают тех, кто готов трудиться удалённо", — добавляет он. Тем более что молодая, быстро растущая отрасль продолжает нуждаться в кадрах.