На ресторанном рынке в течение ближайших лет ждут появления "Красного гида" Michelin по Петербургу. Опыт Москвы показал, что выбор европейских экспертов может быть неожиданным, но выигрывают от самого факта прихода Michelin все.
В четверг, 14 октября, в Москве состоялась церемония вручения звёзд Michelin ресторанам Москвы. Семь заведений получили по одной звезде — это уже достаточно высокая награда. Двум заведениям дали по две звезды.
В классификации Michelin, который изначально был задуман как путеводитель, ради посещений "двухзвёздного" заведения путешественнику стоит изменить свой маршрут. Три звезды, означающие, что Michelin рекомендует специально приехать в этот ресторан, не получил никто. "Я и на две-то не надеялась. Я много где была в мире в трёх звёздах, и поверьте, нам до этого пока далеко", — комментирует главный продюсер ресторанной премии Where to Eat Ирина Тиусонина.
Всего в "Красном гиде" Michelin по ресторанам Москвы упомянуто 69 заведений. Сразу после того, как были оглашены их названия, в профессиональном сообществе начались бурные споры о том, насколько корректен был выбор европейских экспертов. Большинство комментаторов обратили внимание на то, что, с одной стороны, они отметили наиболее известные заведения столицы, не обратив внимание на небольшие, но интересные рестораны. А с другой — в гид не попали проекты нескольких уважаемых в Москве рестораторов, например Арама Мнацаканова (притом что его берлинский ресторан Mine в местном гиде присутствует).
"Я считаю, что любая премия субъективна, она зависит от человеческого фактора эксперта, — говорит Ирина Тиусонина. — Плюс у каждой премии существуют какие-то свои приоритеты. Michelin в каждом регионе ориентируется на локальные продукты. Я считаю не справедливо, что не упомянули "Матрёшку", потому что они очень хорошо работают в направлении развития русской гастрономии с исторической точки зрения. Но это было в первый раз. Я думаю, что они учтут все свои ошибки".
Генеральный управляющий ресторанов Арама Мнацаканова Александр Батушанский обращает внимание на то, что Michelin награждает поваров ресторанов. "Они не очень пока понимают структуру нашего ресторанного рынка, потому что они давали премии поварам, которые 2-4 месяца в проекте. У нас другая структура рынка, у нас задают тон другие люди, не повара. И рестораторы у нас сами на кухне не готовят в основном", — объясняет Александр Батушанский.
В ближайшие 2 года Michelin выпустит ресторанный гид по Петербургу, уверена Ирина Тиусонина. Переговоры на этот счёт ведёт городской комитет по туризму.
"Мы находимся с Michelin в постоянном контакте, — рассказал "Деловому Петербургу" глава комитета по туризму Сергей Корнеев. — По традиции они заходят в страну через столицу. Нам было важно и интересно, как всё это произойдет. Безусловно, нам очень понравилось. Хотел бы поздравить Москву, потому что мы партнёры в рамках маркетинговой программы "Два города — миллион впечатлений", и появление Michelin в Москве помогает и нам увеличить свою туристскую привлекательность на международном рынке. Мы обсуждаем с Michelin совместную маркетинговую кампанию. Но пока рано говорить о каких-то сроках".
В СМИ сообщалось, что власти Москвы заплатили Michelin взнос в размере 80 млн рублей за подготовку гида. Но Сергей Корнеев утверждает, что не слышал ни о каких взносах. По его словам, речь идёт о взаимовыгодном сотрудничестве и объединении маркетинговых усилий.
Опрошенные "ДП" рестораторы считают, что наибольшие шансы быть упомянутыми в петербургском гиде Michelin имеют такие рестораны, как Birch, Bobo, Harvest, Cococo. При этом сам факт выхода гида пойдёт на пользу всем.
"Конечно, это будет развивать ресторанное направление в России. Будем радоваться за конкурентов, если сами не войдём в гид. Как минимум для продвижения города Санкт-Петербурга это однозначно будет полезно", — считает директор по развитию новых направлений Beer Family Наталья Митчина.