Для большинства петербургских предпринимателей, опрошенных "ДП", введение новых антиковидных мер стало полной неожиданностью. Многие пока не понимают, как будет работать система QR-кодов и кого она коснётся. Бизнес готовится к убыткам, но есть и те, кто поддерживает решение Смольного.
Правительство Петербурга выпустило постановление о новых антиковидных мерах вечером в понедельник, 18 октября. Но действовать они начнут в ноябре–декабре. Основным нововведением стал допуск посетителей в определённые заведения по QR-кодам. Такая мера была опробована этим летом в Москве, вызвав шквал критики. Сообщалось, что рестораны лишились до 90% выручки. В итоге её отменили спустя три недели.
Но с наступлением четвёртой волны пандемии регионы России вновь стали вводить QR-коды. Эту меру уже ввели, например, в Ленинградской области. Она начнёт действовать с 15 ноября и коснётся театров, кино, концертных площадок, ночных клубов, цирков, бассейнов и фитнеса.
Система QR-кодов, которая вводится в Петербурге, имеет ряд отличий от аналогичных систем в других регионах, включая Ленобласть. Так, Смольный решил не приравнивать к QR-коду ПЦР-тест с отрицательным результатом. Зато, в отличие от Ленобласти, к нему будет приравнена справка о медотводе от прививки. Также посетитель сможет предоставить QR-код о перенесённом заболевании.
С 1 ноября эти правила начнут действовать для посетителей конгрессно-выставочных, спортивных и физкультурных мероприятий численностью более 40 человек. С 15 ноября — в бассейнах, фитнес-центрах, театрах, цирках, концертных залах, кинотеатрах, музеях и ЗАГСах. С 1 декабря — в заведениях общепита, объектах розничной торговли (кроме аптек, автозаправок, продовольственных магазинов и магазинов, реализующих товары первой необходимости, а также магазинов, не имеющих зала обслуживания), в домах отдыха.
Кроме того, петербургские власти возвращают удалёнку для лиц старше 60 лет, а также для сотрудников госорганов. Для остальных это рекомендация.
С 1 ноября численность массовых мероприятий, которые можно проводить без согласования, снижается с 75 до 40 человек. Одновременно вводится запрет на групповые детские экскурсии в театры, цирки, концертные залы, кинотеатры, музеи, выставки.
"Прямым текстом не сказано"
Большинство опрошенных "Деловым Петербургом" предпринимателей (но не все) заявили, что введённые меры не обсуждались с бизнес-сообществом. "Это оказалось как снег на голову", — говорит один из бизнесменов. Кроме того, в постановлении есть ряд неясных моментов. Например, подразумеваются ли под объектами розничной торговли торговые центры.
"Безусловно, принятые решения коснутся торговых центров города, поскольку, чтобы попасть в большинство розничных магазинов и ресторанов, с 1 декабря необходимо будет иметь QR-код. Данная мера не обсуждалась в каком бы то ни было виде с бизнес-сообществом и стала для нас полной неожиданностью. Учитывая уже имеющийся опыт других регионов, можно говорить о потенциальном снижении трафика на 70–80%", — рассказала генеральный директор ТК "Невский центр" Дарья Ветрова.
Соучредитель Ассоциации непродовольственной торговли Ирина Валерианова, напротив, полагает, что торговых центров это не коснётся. "Я не увидела торговые центры в перечне мест, в которые можно только по QR-кодам ходить. Прямым текстом это не сказано, и я так понимаю, что пока нас это не коснулось", — говорит она.
Возможные перспективы введения QR-кодов Ирина Валерианова оценивает пессимистично. "Вход по QR-кодам — это, конечно, сокращение бизнеса в разы. У нас все сотрудники, которые работают с покупателями, привиты, поэтому для нас эта ситуация очень печальная: мы вроде как сделали всё, что от нас зависит, а нас сейчас могут очень сильно ограничить".
Представители крупнейших компаний, владеющих торговыми центрами в Петербурге, воздержались от оперативных комментариев.
Ещё один вопрос касается домов отдыха. Дело в том, что мест, которые бы являлись таковыми официально, в Петербурге практически нет, говорит источник на рынке. Домами отдыха часто называют гостиницы и пансионаты, но они в постановлении не упомянуты.
Демократический вопрос
Но на ряд других отраслей чиновники указали прямо и там уже готовятся считать убытки. "Я пока боюсь прогнозировать, но по опыту других регионов может быть падение продаж на 70–90%, — говорит глава представительства Ассоциации операторов фитнес-индустрии в Петербурге и Ленобласти Наталья Борулько. — Получается, что за счёт средств бизнеса пытаются как-то повысить уровень вакцинированности, но мы в это не сильно верим. Люди будут либо отказываться от абонементов, либо их замораживать, пока ситуация не выправится. С учётом того, что сейчас самый продаваемый период после тяжёлого года, то для нас это не очень хорошая ситуация. Приведёт ли это к уровню повышения вакцинированности? Сомневаюсь. Опыт других регионов это показал".
Глава сети ресторанов "Теремок" Виталий Свидовский оказался одним из немногих, кто заявил, что до последнего момента чиновники обсуждали введение QR-кодов с бизнесом.
"Мы выступали конечно против введения этой меры в Петербурге, потому что Петербург технически не готов, может не справиться с огромным количеством запросов на подтверждение QR-кодов, а количество людей, которые имеют QR-коды — это около 50% активного населения, — рассказывает Виталий Свидовский. — Это может быть очередным ударом для отрасли. Мы будем иметь очень серьёзные споры с нашими партнёрами, потому что мы как бы работаем, но при этом не работаем. Когда даже на 30% падает этот оборот — это не работа. Уже возможен операционный убыток. Но решение принято, будем его исполнять и поддерживать".
По его словам, сейчас отрасль должна сконцентрироваться на решении трёх задач. "Первое — предлагаем ввести вакцинацию для всех отраслей экономики Санкт-Петербурга. Почему только сфера обслуживания попала в список для обязательной вакцинации? Все должны попасть. У нас огромное количество предприятий, там работают такие же жители Санкт-Петербурга, у всех должны быть равные права и равные обязанности. Второе — мы будем выступать с предложениями стимулировать вакцинацию граждан России и жителей Санкт-Петербурга, и, конечно, бизнес — через гранты, субсидии, через материальное стимулирование, розыгрыши и разовые выплаты. Мы, например, за три месяца потратили гигантское количество усилий, чтобы обеспечить 80% вакцинации. У нас сейчас 86%. Государство должно стимулировать и поддерживать таких предпринимателей и компании. И третий момент — это администрирование вопросов по QR-кодам, потому что не все предприятия имеют возможность их администрировать. Например, в "Теремке" нет официантов, нет людей, которые встречают людей на входе".
Для туристического бизнеса сильным ударом стали ограничения на посещение музеев в период школьных каникул. "Какие-то школьные группы приезжают до 1 ноября, какие-то с 1 ноября, — рассказывает Генеральный директор турфирмы "Арт-тревел" Мария Ушакова. — В каком формате эти ограничения будут действовать — будем общаться с музеями. Надо смотреть, как музеи будут реагировать на это. И на что менять посещение музеев? Со стороны школьных групп и билеты и отели оплачены, в музеях депозиты лежат".
"Деловому Петербургу" удалось найти предпринимателя, который поддержал введённые ограничения. Это глава компании PMI, занимающейся организацией концертов, Евгений Финкельштейн.
"Это обсуждалось, и это мера, которую я поддерживаю абсолютно, — заявил он. — Мне странно, что её ввели так поздно. Я вообще не очень понимаю, почему в такой демократической стране, как у нас, вопрос вакцинации стал демократическим. Я понимаю недоверие людей к прививке, но это единственная мера для того, чтобы восстановить экономику и вернуться к нормальной жизни".
По словам предпринимателя, опыт проведения концертов по QR-кодам у него был, и он показал снижение продаж примерно на 70%.
"Конечно же, это удар по бизнесу, — говорит Евгений Финкельштейн. — Но я считаю, что это вынужденная мера. Уже во всём мире практически открываются и концертные площадки, и рестораны, и люди возвращаются к нормальной жизни, а у нас идёт только прогресс заболевания. Я сам переболел коронавирусом достаточно тяжело. Я был в больнице в красной зоне, и я понимаю уровень усталости наших врачей. И не понимаю безответственное отношение людей в стране".