Структуры холдинга "Кеско" приступают ко второму этапу застройки табачной фабрики "А. Н. Шапошников и К" у сада "Олимпия". Под видом аварийности будут снесены два дворовых флигеля заводоуправления на Клинском, 25.
После их сноса расчистка территории практически завершится. Соответствующая проектная документация сейчас согласовывается с городским комитетом по охране памятников. Процесс, как можно судить по документам, осложнялся взаимными претензиями бизнесменов и чиновников.
Застройщик, ООО "Клинский 25", с августа нынешнего года вёл тяжбу с КГИОП в судах общей юрисдикции. Как следует из материалов заседаний, предприниматели потребовали признать недействующим охранное обязательство на заводоуправление товарищества табачной фабрики "А. Н. Шапошников и К" (также известна как "Нево–табак"). Это лицевой корпус на Клинском, 25, признанный памятником архитектуры. Заявление было возвращено на основании неподсудности городскому суду, в cентябре в апелляции оспорить этот вердикт не удалось, информации о дальнейшем обжаловании пока нет.
Охранное обязательство было выдано в июне 2016 года. В соответствии с этим документом компания должна была в течение 4 лет выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия (и проектирование, и реконструкцию с реставрацией). Но в июне 2020–го срок истёк. Тогда же КГИОП подал к компании иск "об обязании" в арбитраж. Подробностей в карточке дела нет; заседания продолжаются.
На этом фоне на днях был обнародован акт историко–культурной экспертизы документации по заводоуправлению, обосновывающий безопасность демонтажных работ для соседних зданий. В соответствии с этим документом два дворовых флигеля заводоуправления будут снесены. Они, хоть и выглядят как дореволюционные здания (и судя по всему, таковыми и являются), а также даже с точки зрения адресной системы составляют часть литеры А (поскольку к ней пристроены), в границы памятника не входят.
Таковыми эти границы утвердили ещё в 2013 году. Но так как в зоне регулирования застройки рушить исторические здания всё равно нельзя, планы по их демонтажу обосновываются аварийностью конструкций. В основу легло техническое заключение, выполненное в 2020 году ООО "БЭиСПР СПб". Как отмечается в акте экспертизы, состояние лицевого корпуса сочли ограниченно работоспособным. Его фундамент усилят сваями диаметром 15 см, которые заглубят почти на 20 метров через каждый метр.
Правда, при устройстве свай возникнет "большое число дополнительных факторов, трудно поддающихся учёту", а "в основании зданий существующей застройки залегают грунты, обладающие рядом отрицательных строительных свойств". Поэтому "во избежание неблагоприятных тенденций при производстве работ" предполагается вести геотехнический мониторинг, а снос проводить "в щадящих технологических режимах". Как указано на ситуационном плане, в 30–метровой зоне влияния оказываются, в частности, доходные дома №40 и 42 на Московском пр., а также доходные дома №21 и 23 по Клинскому пр.
Флигеля заводоуправления снесут и отстроят заново в железобетоне "в исторических габаритах с сохранением объёмно–пространственного решения и облика". Это будут шестиэтажные здания. Невозможность сохранения флигелей помимо трещин и проблем с фундаментами обосновали "значительными объёмами необходимых ремонтно–восстановительных работ". Заодно с флигелями снесут стоящую между ними трансформаторную подстанцию.
По крайней нужде
Компания "Клинский, 25" возводит на участке жилой комплекс "Олимпия", названный по расположенному по соседству саду. В глубине будет современная застройка. Под неё большую часть участка давно расчистили от старых фабричных зданий. По фронту двух улиц приходится подстраиваться под исторический центр. ЖК выйдет не только на Клинский пр., но и на Бронницкую ул. По сей день разрешение на строительство (которое было выдано ещё в 2016 году и с тех пор неоднократно продлевалось) имеется только на первый этап создания жилого комплекса — "реконструкцию с сохранением внешнего облика исторического здания, формирующего уличный фронт застройки по Бронницкой ул. с локальным изменением архитектурного решения фасада…".
Этот этап ознаменовался скандалом, на который обращали внимание даже в Следственном комитете (причём вопросом, как сообщал "ДП", занимался следователь по особо важными делам). С учётом тех событий очевидно, что укрепление соседних зданий на Клинском совсем не лишнее.
Фасад исторического дома по Бронницкой ул. должен был быть сохранён (заднюю часть дома к тому моменту уже сломали), однако в декабре 2020 года эта стена была снесена. Предприниматели заявили о самопроизвольном обрушении, однако видеозапись с места событий, на которой был запечатлён экскаватор, и другие обстоятельства заставляли в этом усомниться. В КГИОП пришли к выводу о "несвоевременном принятии мер по ликвидации аварийности фасадной стены здания". Точку в этом споре поставил в декабре 2020–го Санкт–Петербургский городской суд.
Он установил, что был "произведён самовольный снос (демонтаж) фасадной стены исторического здания (до 1917 года постройки)". "Оснований полагать, что ООО “Клинский 25” действовало в состоянии крайней необходимости, не имеется", — сообщалось также в этом решении. Компании присудили штраф 100 тыс. рублей. Хотя по Кодексу об административных правонарушениях он по таким статьям может достигать 5 млн рублей. Штраф был выплачен в феврале нынешнего года при посредничестве службы судебных приставов.
Стенка за стенку
Недавно же на месте утраченного исторического здания началось строительство нового корпуса с воссозданием рухнувшей фасадной стены. Строят её также в кирпиче, позади же — железобетонные конструкции. Новостройка возведена в уровне двух этажей.
В отличие от исторического фасада, предусматривается устройство отдельного входа и расширение арочного проёма. Идёт стройка и в глубине участка, следует из приложенной к акту экспертизы фотофиксации. В соответствии с согласованной документацией высотность увеличивается по мере удаления от Бронницкой вглубь квартала. Недавно проектные решения были уточнены, следует из Единого реестра заключений. Проектированием занимается ООО "АММ–проект". Разрешение на первый этап строительства в нынешней редакции действует до октября 2022 года. Ранее сообщалось о планах возвести 28 тыс. м2 недвижимости, в том числе "элитной".
Лиговка и компания
Проект пока не выведен в продажу, декларация не обнародована. По данным ЕГРН, участок принадлежит "Клинскому, 25" с августа 2012 года. Согласно "Контур.Фокус", 99% долей этой компании владеет кипрская фирма Atek Corporation Ltd. Директор Atek Corporation Ltd Александр Метринский также управляет офшором Meditari holdings Ltd. В свою очередь, Meditari holdings Ltd является совладельцем различных структур холдинга "Кеско". ООО "Кеско" также выступало техническим заказчиком на разработку проекта усиления конструкций соседних зданий.
Структуры "Кеско" реализуют ныне и другой проект в историческом центре Петербурга — строительство "гостиничного комплекса" на Лиговском пр., 56, на месте снесённого дома Малозёмовой. Там состояние исторического здания также было признано аварийным. Протесты общественности не помогли его сохранить.
“
Мы же берём под охрану не все дореволюционные здания, а только самые ценные. В случае с заводоуправлением на Клинском дело было давно, но я действительно помню, что дворовые флигеля под охрану мы не взяли. Значит, чем–то эти здания нас не устроили. Там, наверное, было очень много перестроек, каких–то других изменений. Раз флигеля теперь не охраняются как памятники архитектуры и их собираются снести и воссоздать в прежних габаритах, пусть воссоздают — по крайней мере сделают жизнь внутри этих построек более комфортной.
Маргарита Штиглиц
Соавтор экспертизы 2013 года на включение заводоуправления в реестр памятников
“
100 тыс. рублей даже мы можем заплатить из своего кармана. Я не знаю, что останавливает застройщиков при таких незначительных штрафах. Я думал, что там и во дворе тоже уже всё вычищено, что не находится под охраной. В отношении дворовых флигелей надо сохранять подлинность по максимуму: если здание изначально было не слишком богато декорировано и воссоздаётся в виде бетонной коробки, вся затея с воссозданием, на мой взгляд, теряет смысл. И я уверен, что в подавляющем большинстве случаев во дворах сносятся не аварийные дома, а дома, которые закон не требует воссоздавать. Их и признают аварийными. Если бы требовалось воссоздание, смысла в сносе бы не было.
Дмитрий Литвинов
координатор "Живого города"