В Петербурге создают всё больше стартапов в сфере digital–искусства. Аудиотеатры, интерактивные прогулки по городу набирают популярность. Это общемировой тренд, который значительно усилился в пандемию.
Пандемия стала катализатором развития проектов искусства и культуры с применением современных технологий. Большие петербургские театры и музеи не остаются в стороне.
Например, БДТ им. Г. А. Товстоногова развивает проект БДТ–digital, где можно послушать аудиоспектакли или посмотреть виртуальные постановки в стиле Minecraft. Центральный выставочный зал "Манеж" многие выставки проводит с использованием AR–технологий, а Эрмитаж продаёт NFT–токены картин из своей коллекции. Развитие digital–art даёт массу возможностей и независимым разработчикам.
Голоса зовут
В Петербурге появилось приложение "Любовные письма", которое знакомит с городом через призму любовных историй Лили Брик и Владимира Маяковского, Александра II и Екатерины Долгорукой. Маршрут строится с опорой на адреса, где были написаны послания.
Тексты озвучили артисты и художники: Елизавета Боярская, Варвара Шмыкова, Покрас Лампас, Ксения Раппопорт. Проект запустил независимый петербургский Pop–up театр и digital–студия по разработке цифровых продуктов Trinity Monsters.
На данный момент петербуржцы и гости Северной столицы, прогуливаясь по городу, могут послушать более ста писем. Коллекция постоянно пополняется.
Основатель digital–студии Trinity Monsters Мик Вайсман считает, что это направление перспективно. Люди могут заново познакомиться с городом, в котором, возможно, уже не раз были, но не знали каких–то деталей, эпизодов истории и особенностей культуры. В результате формируется дополнительный туристический поток. Даже коренные жители в атмосфере аудиоспектакля могут взглянуть на Петербург совершенно по–новому.
Ещё один подобный проект — "Голоса" — появился в начале 2021 года. Его авторы предлагают послушать истории из жизни города, озвученные местными жителями.
"Кажется, пандемия действительно ускорила развитие новых инструментов для реализации различных способов взаимодействия человека как внутри замкнутых систем, так и с внешним миром. Как правило, искусство достаточно свободно и легко воспринимает или отторгает трансформацию собственной сущности. Предугадать это сложно", — размышляет директор Манежа Павел Пригара.
Цена искусства
CIO интернет–агентства "Альянс+" Сергей Кондратенко отмечает, что проекты в сфере искусства можно разделить на три больших кластера: сервисы, упрощающие доступ к культурному развитию (например, недавно стартовавшая "Пушкинская карта"); технологические решения, расширяющие границы искусства (приложения дополненной реальности, интерактивные гиды); программы, создающие искусство. К последним относятся приложения и сервисы на базе искусственного интеллекта, которые сочиняют музыку, рисуют картины, обрабатывают фотографии.
Для разработки современного мобильного приложения в сфере культуры и искусства может понадобиться от 4 до 10 млн рублей.
"Зачастую создание таких приложений не включает стандартные способы монетизации, поскольку финансирование осуществляется посредством господдержки или гранта. Поэтому такие приложения невозможно окупить силами только культурных учреждений. Однако в этом случае музеи, театры и выставки могут привлекать спонсорское финансирование на реализацию", — отмечает Мик Вайсман.
Сергей Кондратенко отмечает, что пока такие проекты могут окупаться только за счёт массовости, которая, как правило, достигается тесной интеграцией с социальными сетями. Становятся важны не столько деньги, сколько вирусные идеи.
В ожидании взросления
Операционный директор Мобильного художественного театра Мария Шашаева рассказала "ДП", что их приложение за 2 года скачали более 180 тыс. раз.
"Мы начали работу до пандемии, однако взрывной рост количества скачиваний увидели именно в разгар локдауна, когда МХТ оказался единственным театром, который был доступен людям. Всё это — глобальный тренд, который делает искусство действительно массовым", — отмечает она. Этот проект успешен коммерчески: компания зарабатывает как на продаже билетов, так и на сотрудничестве с партнёрами.
Мик Вайсман считает, что AR и VR, соединение архитектуры города и цифровых технологий, NFT и ИИ — полноценные тренды в искусстве. Пандемия, рост массового потребления цифровых продуктов и стремление художников осмыслить и применить современные технологии являются драйверами развития digital–искусства как в России, так и в мире в целом.
"Пандемия физически ограничила туристический поток и посещаемость ведущих музеев мира. Это повлекло за собой поиск новых инструментов привлечения аудитории. Однако цифровой мир — уже серьёзная конкурентная бизнес–среда. Вся инновационность технологий в искусстве — это следствие высокой конкуренции и особенностей клипового мышления у зрителей, внимание которых становится всё сложнее удержать", — говорит Вайсман.
Одновременно возникает и другая проблема. Повсеместное распространение бесплатного цифрового контента в интернете приводит к ощущению, что теперь всё можно получить не платя.
Мик Вайсман подмечает, что легкодоступный бесплатный контент обесценивает искусство в глазах зрителя. Между тем затраты на спектакли и художественные выставки, разработку технологических проектов, ставки арендной платы и общая инфляция во всём мире продолжают неудержимо расти.
Павел Пригара считает, что за ажиотажем, связанным с появлением новых цифровых технологий (например, NFT), последует период осознания и переосмысления их реальной ценности. И только после этого можно будет начать строить более реалистичные прогнозы относительно дальнейшего применения подобных технологий. А также их монетизации и форматов финансирования.
"Думаю, что перспективу на пару лет легко оценить: конечно, подобных проектов станет больше. Сейчас они кажутся достаточно новаторским и интересным решением, которое как будто открывает новые возможности для художников. Всё станет яснее немного позднее. Безусловно, молодая аудитория более восприимчива к новым формам. Но и она повзрослеет, а виртуальные технологии станут лишь частью её эстетического опыта, потому что восприятие искусства гораздо шире, чем экран смартфона", — заключает Павел Пригара.