Большой проспект Петроградской стороны живёт полной жизнью. Правда, не для себя, а для людей.
Здесь — самая громкая "премьера" года (и города) в сегменте стрит–ретейла. Доля открытых магазинов и ресторанов превосходит процент закрытых. Спрос на коммерческие помещения повышается. Как следствие, вакантных площадей для работы становится всё меньше. Милости просим: главная артерия на Петроградской стороне — Большой проспект.
Ретейл в доме
Почему у проездного шумного Каменноостровского или, по сути, одностороннего Кронверкского звания "главного проспекта в районе" нет, а у Большого — есть? Подоплёка — коммерческая: именно Большой проспект наряду с Невским и Литейным консалтеры (например, компания Maris в ассоциации с CBRE) называют "одним из основных торговых коридоров города". И предоставляют данные о динамике объёма вакантных площадей в сегменте стрит–ретейла: так, на Большом за первое полугодие 2021–го свободных площадей стало меньше на 1,9%.
По динамике "освоения" свободных помещений Большой проспект лишь на 3–м месте в городе (за полгода на улице Рубинштейна вакансия уменьшилась на 2,8%, на Невском — на 2,7%). Но количество — ещё не качество: пожалуй, самое заметное открытие в петербургском стрит–ретейле произошло всё же именно на Большом проспекте П. С. В одном доме открылись сразу три гиганта — H&M Home (товары для дома) и первые в Петербурге &Other Stories и COS (одежда). Все они входят в H&M Group: диверсифицированные, но воссоединившиеся на Петроградской стороне. Замысел ясен — привлечь если не платьем, то вазой или стаканом. Неудивительно: по данным PwC, за 2020–й траты на товары из строительных магазинов и товары для дома увеличились у 24% россиян.
Свои подтянутся
Появление на Большом проспекте завидных соседей своей "невидимой рукой" повлияло на динамику арендных ставок коммерческих помещений. Именно сейчас случился наибольший рост цен за последние 3 года. По данным Knight Frank, средняя арендная ставка на объекты стрит–ретейла за первое полугодие 2021–го повысилась на Большом проспекте на 9% — до 3 270 рублей за 1 м? в месяц.
"Приезжие" бренды с мировым именем к тому же привлекают локальных дизайнеров. Так, по соседству с тремя "дочками–сёстрами" H&M Group открылся бутик петербургской марки женской одежды Anna Pekun, чуть дальше — пространство 47 Store с ювелирными украшениями российских брендов и кофейней. В дом, где в 2020–м так и не начал работу магазин голландского бренда одежды Suitsupply, в 2021–м въедут русские дизайнеры — 12 Storeez.
В целом же за год — с лета 2020–го по лето 2021–го — на Большом проспекте П.С., по данным Knight Frank в Петербурге, было открыто почти в 2,5 раза больше пространств стрит–ретейла, чем закрыто (41 объект против 17). В частности, магазины чаще стали выбирать именно уличный формат, а не вариант ТЦ: отдельное коммерческое помещение позволяет устанавливать свои правила взаимодействия с клиентом.
Одним словом, витрина Петроградской стороны найдена. Причём буквально: из 106 домов Большого проспекта у 59 — больше чем у половины — действительно есть витрины. А уж о заставленных товаром окнах первых этажей можно и не говорить — с их учётом к "витринности" будет стремиться чуть ли не каждый первый дом проспекта.