Была тюрьма — стал отель: петербургский миллиардер открыл апарты в Москве

Владелец Becar Asset Management миллиардер Александр Шарапов открыл в Москве апарт–отель Vertical Boutique в историческом административном здании Таганской тюрьмы.

Это здание на ул. Малые Каменщики, 16, площадью 2,05 тыс. м2, построенное в 1908 году, — единственное, что осталось от Таганской пересыльной тюрьмы, снесённой в 1960–е годы по приказу Никиты Хрущёва. В советские годы там размещался Трест № 7. В 2014 году Александр Шарапов (№ 225 в Рейтинге миллиардеров "ДП" — 2020) выкупил 90,87% акций ОАО "Трест № 7" за 15,2 млн рублей.
Как рассказал "ДП" Александр Шарапов, первоначально планировалось разместить в здании офисы, в том числе офис Becar. Но в 2018 году было решено создать апарт–отель на 82 номера. "Здесь были обычные советские офисы, стены были зашиты ДСП, на них были обои. Зато под ними оказался кирпич. В итоге у нас получился прекрасный лофт", — рассказывает, показывая объект, архитектор проекта Евгения Ширяева. Инвестиции Becar Asset Management в его реализацию составили 500 млн рублей.
Проект работает в кондо–формате, предполагающем продажу номеров частным инвесторам. Диапазон цен — 480–530 тыс. рублей за 1 м2. Покупатели юнитов в Vertical Boutique будут получать пассивный рентный доход за счёт работы профессионального гостиничного оператора Best Western Hotels & Resorts. Как рассказали в Becar, сейчас продано 80% номеров.
Участники рынка позитивно оценили задумку Александра Шарапова. "Сама идея редевелопмента исправительных учреждений с гуманитарной точки зрения верна. Была тюрьма — стал отель. Это куда лучше, чем наоборот. Целевая аудитория у таких отелей, конечно, немного сужается. Психологически не всем по душе останавливаться в бывших казематах", — считает Сергей Софронов, коммерческий директор ГК "ПСК".
"Акцент на тюремной идее в проекте интересен. С точки зрения продвижения — это самый выигрышный вариант, который будет иметь успех у отечественной и зарубежной аудитории. Конкуренция в этой тематической нише нулевая: в самой Москве таких отелей нет, а по России на ум приходит только Тобольск", — рассказывает Екатерина Запорожченко, коммерческий директор Docklands development. По её словам, здесь можно устраивать тематические иммерсивные представления, погружать гостей в историю места с помощью цифрового контента и инсталляций.
Как говорят эксперты, один из успешных иностранных примеров не только увеличения номерного фонда за счёт бывшей тюрьмы, но и создания новой туристической достопримечательности находится в 400 км от Петербурга — в Хельсинки, в районе Катаянокка.
Несмотря на то что в Петербурге уже есть опыт реновации Новой Голландии, Василеостровского рынка и "Севкабеля", реализовать подобный проект в Северной столице будет намного сложнее, чем в Москве. "В Петербурге не так много инвесторов, которым это по карману. Рынок сейчас очень непредсказуем, и планировать затраты крайне сложно. А стоимость реализации такого проекта будет очень высокой уже на старте. Другие сложности могут возникнуть с перепланировками, коммуникациями, сохранением зданий, имеющих историческую ценность. Поэтому и застопорилась идея редевелопмента территории “Крестов”", — считает Андрей Вересов, исполнительный директор группы "Аквилон".
На месте "Крестов" можно реализовать проект с разной функциональностью — разместить музей и выставочный центр, чтобы отдать дань истории места, торговые точки, гостиничные объекты, фуд–молл, офисы. Локация привлекательна как для туристов, так и для горожан.