И это не предел.
Сервисы поднимают цены на фоне растущих затрат интернет–магазинов на оплату труда сотрудников, расширение складских площадей, увеличение сети пунктов выдачи в стране. Кроме того, подорожало топливо, выросла общая цена логистики. Компании также меняют условия доставки, а агрегаторы при этом вводят сервисные сборы. Так, они появились у "Яндекс.Еды", "Ситимобил" и Delivery Club.
В пресс–службе сервиса городской мобильности "Ситимобил" отмечают, что введение сбора — это распространённая во всём мире практика для компаний, которые оказывают разные виды услуг. Он существует, например, в таких компаниях, как Uber, Lyft, Doordash, Яндекс.Еда и многих других.
Введение сбора в "Ситимобил" (пока только на такси, он добавляется к обычной комиссии с водителей) вызвано в первую очередь увеличением нагрузки на сервис, а также ростом издержек таксомоторной отрасли. "Сервисный сбор имеет фиксированную стоимость 1–4,5 рубля в зависимости от региона. Сбор будет списываться с таксопарков. Важно отметить, что его введение никак не повлияет на доход партнёров и водителей, а также на стоимость поездок на такси и услуг доставки", — уточняют в компании.
А в "Яндекс.Еде" сервисный сбор составит от 9 рублей и будет определяться алгоритмом с учётом ряда параметров. Он может отличаться от региона к региону.
В пресс–службе Delivery Club уточняют, что внедрение сервисного сбора помогает компаниям больше инвестировать в технологическое развитие: "В нашем случае есть три базовые статьи расходов: это расходы на логистику, то есть на доставку заказа, расходы на маркетинг, которые позволяют нам привлекать клиентов, и расходы на развитие самого сервиса — мобильного приложения, всех систем, службы поддержки и так далее. В нашем случае плата за доставку уходит на оплату работы курьеров, комиссия ресторана компенсирует маркетинговые расходы, а сервисный сбор позволяет развивать сервис и инвестировать во все внутренние системы и персонал".
Время перемен
Бесплатная доставка была и остаётся средством привлечения покупателей на старте или подаётся уже раскрученными магазинами как некий бонус. Руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев уверен, что только крупные компании, создавшие свою логистическую сеть оптимальным образом (например, РЦ по всей стране), могут делать доставку бесплатной.
Партнёр агентства M. A. Research Анна Синявская также отмечает, что бесплатная доставка не выгодна компаниям, хотя часть расходов на эту услугу всё равно заложена в стоимость товаров или их компенсируют поставщики.
Но сейчас сервисы хотят пройти точку безубыточности и начать получать прибыль, поэтому постепенно стоимость доставки будет расти, а бесплатная доставка останется в качестве бонуса для новых клиентов (временно) или при определённой сумме заказа. "Я бы не назвала это кризисом доставки, скорее это коррекция сегмента доставки в результате перехода рынка на новый этап развития", — считает эксперт.
В пресс–службе сервиса "Самокат" добавляют, что бесплатная доставка возможна при условии, что у ретейлера стабильно большие объёмы продаж и частота заказов.
Артём Деев говорит о росте цен на товары и попытках продавцов сократить издержки. "Есть и ещё одна причина — в условиях нового витка пандемии и локдауна объём покупок в интернет–магазинах и маркетплейсах ожидаемо будет расти. Немного повысить в таких условиях стоимость доставки — значит получить высокие прибыли", — считает эксперт.
Управляющий партнёр консалтинговой компании Retail4You Сергей Лищук отмечает, что увеличение стоимости доставки неизбежно, поскольку на рынке наблюдается ещё и резкое снижение числа свободных сотрудников. В условиях коронакризиса количество трудовых мигрантов сократилось в 2 раза: "Тут всё работает по рыночным законам: меньше предложение — выше цена. И ничего с этим не поделаешь — сами компании, производящие доставку, конкурируют за меньшее число сотрудников и, как следствие, повышают им оплату труда".
Алгоритм решает
Ретейлеры отмечают, что тем не менее возложить всю стоимость доставки на покупателя невозможно.
В пресс–службе Wildberries подчёркивают, что за календарный год увеличились затраты на логистические услуги. Тем не менее сейчас компания компенсирует их из собственных средств и для покупателя доставка остаётся бесплатной. "В следующем году мы также ожидаем дальнейшего роста стоимости логистики", — добавляют там.
Артём Деев соглашается, что всю стоимость доставки возложить на покупателя возможно не всегда. Это доступно только очень крупным маркетплейсам, где затраты на логистику составляют небольшую долю в общем обороте. Если обороты меньше, то цена доставки может быть большей, но полностью переложить её на покупателя означает сильно снизить спрос.
При этом компании могут увеличить долю расходов, компенсирующихся за счёт покупателей. Что сейчас и происходит. Некоторые сервисы повысили если не стоимость доставки, то сумму минимального заказа. Представитель "Яндекс.Еды" отмечает, что у них нет фиксированных тарифов, а работает динамическое ценообразование и дополнительный повышающий коэффициент во время высокого спроса.
"Алгоритм динамического ценообразования определяет стоимость доставки из конкретного ресторана по указанному адресу. При этом повышающий коэффициент, который включается в момент высокого спроса, помогает нам срезать часть заказов и доставить вовремя заказ тем людям, которым в моменте необходимо получить его", — говорят в компании.
Сам коэффициент рассчитывается автоматически и зависит от многих факторов — количества заказов и курьеров в районе высокого спроса. Вся сумма повышающего коэффициента в "Яндекс.Еде" идёт курьеру.
Одни из первых динамическое ценообразование стали применять сервисы такси, теперь по такому же принципу работают многие другие.
В "Ситимобил" рассказали, что если бы таких алгоритмов не было, в часы пик большое количество людей просто не смогло бы в принципе воспользоваться услугами, так как не нашёлся бы водитель, готовый выполнить их заказ. Наличие повышающих коэффициентов позволяет привлечь водителей именно в те районы и в те часы, где их больше всего не хватает, и даёт возможность уехать тем, кому это действительно нужно. Такой же принцип и в доставке — в случае повышенного спроса покупатели бы дожидались своего заказа часами. Независимый консультант по продвижению продовольственной продукции в торговые сети Михаил Лачугин уверен, что в дальнейшем стоит ожидать роста среднего чека по доставке и увеличения количества тех, кто будет ею пользоваться. Следовательно, покупатель в любом случае скрыто или явно станет платить больше.