По итогам трёх кварталов в лидеры по динамике производства выбились неожиданные для Петербурга отрасли: добыча полезных ископаемых, выпуск бумаги и текстиля.
За 9 месяцев текущего года индекс промышленного производства (ИПП) как в Санкт–Петербурге, так и в Ленинградской области вырос на 7,3% к аналогичному периоду 2020–го, подсчитали в Петростате. Это выше, чем по стране в целом, где ИПП прибавил 4,7%.
Увеличение объёмов зафиксировали во всех четырёх секторах экономики Петербурга, которые учитываются при расчёте ИПП. Так, в Санкт–Петербурге добывающие отрасли выросли на 35,8%, обрабатывающие производства — на 6%, энергетический сектор, тепло– и газоснабжение — на 12,6%, отрасли, связанные с водоснабжением, водоотведением и утилизацией отходов, — на 13%.
На волне прироста
Успехи в сфере добычи полезных ископаемых обусловлены производством песка и гравия, полагает профессор кафедры экономики СЗИУ РАНХиГС Елена Жиряева. "Поскольку объём строительных работ за 9 месяцев составил только 89,2% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, строительство не выступает драйвером роста. Указанные полезные ископаемые имеют местное значение и могут продаваться в соседние регионы, хотя в объёме отгруженной продукции в прошлом году они занимали чуть более 1%", — отмечает она.
Внутри обрабатывающих отраслей города наилучшие итоги показало производство бумаги и бумажных изделий (+36,4%), текстиля (+32,6%), прочих готовых изделий (+28,4%), полиграфическая деятельность (+17,5%) и обработка древесины (+17,4%).
Отдельные отрасли, растущие быстрее средних значений, свидетельствуют о новых тенденциях. "Разговоры о “зелёной” экономике подталкивают производителей товаров и услуг переходить на бумажную упаковку там, где это возможно. Кроме того, бумагу экспортируют в Европу, с этим связан и рост её производства", — говорит исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК "Универ Капитал" Артём Тузов.
По его мнению, рост производства текстиля и прочих готовых изделий может быть связан с нарушением цепочки поставок из Азии. "Отложенный во время пандемии спрос, который раньше удовлетворялся поставками из Азии, теперь вынужден искать местную продукцию, даже в ущерб стоимости покупки", — отмечает эксперт.
Целлюлозно–бумажная промышленность Северо–Запада значима для страны, согласна Елена Жиряева. Рост 2021 года объясняется подорожанием бумаги (до 50%), что, в свою очередь, было вызвано дефицитом макулатуры, возникшим на фоне локдауна, полагает она.
В очевидном выигрыше остаются и деревообработчики, ведь повышенный спрос на рынке стройматериалов наблюдается на протяжении уже 3 кварталов и производители наращивали объёмы. Оживление рынка стало закономерным следствием прошлогоднего значительного сокращения. "В этом году мы видим оживление индивидуального строительства, рост в секторе DIY. Кроме того, на отрасль влияет господдержка стройиндустрии. Но с начала осени между спросом и предложением стал появляться баланс", — комментирует директор по маркетингу компании "Свеза" Святослав Сарсон.
По его словам, рынки стали насыщаться, а у клиентов появляться складские запасы. Но до падения конечного спроса ещё далеко. "Ожидаем, что сектор фанеры и ДСП по итогам года вырастет приблизительно на 10%", — говорит представитель "Свезы".
Спад продемонстрировали несколько отраслей города: выпуск прочих транспортных средств и оборудования, включая судостроение (на 9,2%), готовых металлических изделий (2%), химических веществ и продуктов (1,8%), а также электрического оборудования (1,4%).
В соседней Ленинградской отрасли драйверами обрабатывающей промышленности стали производство напитков (+49,5%), текстильных изделий (+39,3%), обработка древесины (+41,6%), полиграфическая деятельность (+49,1%), а также ремонт и монтаж машин и оборудования (+25,3%). Снижение продемонстрировали производство кожи и изделий из неё (на 30,4%), прочих готовых изделий (13,8%), компьютеров, электронных и оптических изделий (9,7%), прочих транспортных средств и оборудования, включая судостроение (5,4%), химических веществ и продуктов (3,9%), а также кокса и нефтепродуктов (3,1%).
Осеннее оживление
По подсчётам Росстата, в сентябре рост промпроизводства в России составил 6,8% к сентябрю прошлого года, что выше консенсус–прогноза Bloomberg (4,6%). "После периода стагнации и небольшого спада в июне–августе с устранением сезонного и календарного эффекта вновь фиксируется позитивная динамика. На результаты позитивно повлияло увеличение выпуска в добывающем секторе на фоне мирового энергокризиса, а также ускорение роста в обрабатывающей промышленности", — говорит руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ "Финам" Ольга Беленькая.
Она напоминает, что данные Росстата косвенно подтверждают отчёт IHS Markit, который вышел чуть ранее и основан на опросе менеджеров–производственников. В нём говорилось, что после 3 месяцев снижения активности в сентябре состояние промышленного сектора "приблизилось к стабилизации на фоне возобновившегося роста производства и клиентского спроса". В то же время ограничения в цепочках поставок и дефицит комплектующих приводят к сокращению выпуска в ряде производств: прежде всего автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов, резюмирует эксперт.
Схожие результаты демонстрируют октябрьские конъюнктурные оценки делового климата в промышленности. Институт экономической политики им. Е. Т. Гайдара фиксирует отскок оптимизма к уровню августа после провала в сентябре. "Источник роста оптимизма — рекордно низкие запасы готовой продукции, притом что прогнозы спроса остаются на уровне сентября. Между тем инфляция в промышленности, похоже, стабилизировалась", — говорится в исследовании.
Вообще в III квартале адаптация российской промышленности к текущим условиям составила 78% и повторила исторические максимумы 2017 и 2019 годов, отмечает заведующий лабораторией конъюнктурных опросов Института Гайдара Сергей Цухло. Промышленные предприятия высоко оценили спрос, а также обеспеченность запасами готовой продукции, производственными мощностями. Остаётся высоким и уровень оценки своего финансово–экономического положения.
Исторически ИПП в конце IV квартала показывает рост год к году — эта тенденция видна в материалах Росстата последние 4 года, говорит Артём Тузов. По его прогнозу, рост ИПП в России по итогам года может достичь 8–9%. "Но если смотреть дальше, то Центральный банк ведёт активную борьбу с инфляцией, повышая ключевую ставку. Этот процесс вместе с замедлением инфляции удорожает кредитование предприятий, что снижает их экономическую активность. Поэтому стоит ждать замедления ИПП начиная с I квартала 2022 года", — полагает эксперт.
Поскольку дело идёт к концу года, прогноз бодрый, если его не смоет новая волна пандемии, кратко прогнозирует Елена Жиряева.