Смольный так и не смог обзавестись современной системой управления общественным транспортом. Будет дорабатывать старые.
Изначально комитет по транспорту планировал внедрить Комплексную информационную систему управления транспортом (КИСУ). Потом, разругавшись с подрядчиком, решил использовать Комплекс сервисов управления (КСУ) или сервисную модель. Обе системы должны были сделать городской транспорт "умным". Но теперь решено доработать существующие и по сути уже устаревшие комплексы — Автоматическую систему управления городским пассажирским транспортом (АСУ ГПТ) и Систему электронного контроля оплаты проезда (СЭКОП).
"В настоящее время работы по данному направлению (заказ сервисной модели. — Ред.) приостановлены, так как рынок оказался не готов к предоставлению услуги в объёме технического задания, подготовленного комитетом по транспорту", — прокомментировали в пресс–службе ведомства, отметив, что доработка АСУ и СЭКОП действительно ведётся.
Один из источников "ДП" заявляет, что от КСУ отказались ещё весной, тогда же переключились на доработку действующих систем. При этом в июне, во время ПМЭФ–2021, вице–губернатор Станислав Казарин, отвечающий за вопросы информатизации, на вопрос "ДП" о ситуации с КСУ отмечал, что "пока всё в подвешенном состоянии".
По информации Комтранса, на первом этапе АСУ и СЭКОП в целом готовы к работе в рамках транспортной реформы. Вместе с тем до апреля 2022 года планируется реализовать возможность продажи разовых проездных билетов, содержащих QR–код, вне транспортных средств.
"До конца 2022 года планируется с использованием web–доступа реализовать личный кабинет пассажира для просмотра информации о поездках. Пополнять ресурс билета можно будет через интернет с использованием существующих сервисов. Активацию “Подорожника”, пополненного через интернет, планируется реализовать во всём подвижном составе, бортовое оборудование которого соответствует требованиям заключённых договоров. Оплатить проезд можно будет банковскими картами, токенизированными банковскими картами, а также существующими транспортными картами. Требования к оборудованию подвижного состава остаются неизменными", — рассказали в Комтрансе.
Простенькие заплаточки
"Был удивлён, когда руководители города заявили, что для Петербурга не нашлось сервисных предложений от крупных игроков рынка. Удивлены были и эти игроки. Принято решение дорабатывать нынешние ГИСы, которые ещё в 2014 году комитет по информатизации и связи признал ограниченно годными к модернизации и развитию. И спустя 7 лет их начинают развивать", — говорит источник "ДП", близкий к транспортной реформе.
Несколько собеседников издания, которые знают, как сейчас дорабатывают АСУ ГПТ и СЭКОП, отмечают ограниченность этих доработок.
"АСУ ГПТ дорабатывают очень приземлёнными функциями, корректирующими алгоритмы расчёта и учёта транспортной работы. Сегодня система не слишком качественно (с погрешностью до 5%) учитывает количество рейсов и километров, доработки должны этот процент уменьшить. Это необходимо в рамках брутто–контрактов, когда перевозчикам будут оплачивать транспортную работу. Основная доработка АСУ ГПТ связана именно с этим", — говорит один из собеседников.
По СЭКОП, по его словам, тоже будут "простенькие заплаточки".
"Не вижу никакой открытой API (интерфейс программирования приложений. — Ред.) для городской платёжной платформы, которая могла бы присоединять другие транспортные карты и инструменты. Например, ту же “Тройку”. Для этого нужна API, которая позволит процессингу карты “Подорожник” общаться с другими картами. Будет лишь возможность терминалов считывать QR–коды, а также доработка в сторону баланса “Подорожника”. Но с учётом текущей офлайновой системы увидеть свой баланс можно будет только в определённый момент времени, скорее всего, ночью. Когда вся информация со всех валидаторов корректно попадёт в СЭКОП, она всё пересчитает и скажет баланс. Вы начали ездить и до следующих суток не знаете актуальный баланс своего “Подорожника”. При таком положении дел создавать личный кабинет и говорить, что это полезно, — смешно", — говорит он.
"Каких–то радикальных изменений здесь не стоит ждать. Многие игроки рынка, имеющие готовые решения, которые нужно только насытить и сконфигурировать, а не дорабатывать, конечно, готовы прийти в Петербург. Но все, с кем бы я ни общался, говорят, что Петербургу это не нужно. Петербург хочет усердно и долго дорабатывать свои системы, мучиться, и это сродни мазохизму", — говорит источник из транспортного блока Петербурга.
Если будет запрос
В АО "Расчётные решения" ("дочка" Сбербанка), которое имеет различные сервисы по цифровизации транспортной отрасли, "ДП" сообщили, что Петербургу они свои решения предлагали.
"Наша технологическая платформа была представлена компетентным органам Петербурга и Ленобласти. Мы всегда готовы оказать поддержку, если будет соответствующий запрос", — прокомментировали в пресс–службе АО.
Вместе с ООО "СберТройка" у "Расчётных решений" есть одноимённый проект, о котором ранее писал "ДП", поскольку его также предлагали Петербургу. Он позволяет использовать транспортную карту "Тройка" как единый платёжный инструмент.
Среди сильных игроков на этом рынке также АО "Национальная система платёжных карт" — оператор платёжной системы "Мир", и ООО "Датапакс", имеющее отношение к "Трансмашхолдингу". Первая компания, в частности, адаптирует свою Систему быстрых платежей (СБП) для общественного транспорта, чтобы в разы снизить затраты на эквайринг. Сейчас такая система тестируется в Кирове. Вторая отвечала за цифровизацию транспортной реформы в Твери.
Бог троицу любит
Напомним, изначально управлять автобусами Смольный собирался через КИСУ, разработку которой заказал ещё в июне 2018 года. Контракт на 756 млн рублей был подписан с ООО "НТЦ “Измеритель”" (входит в ООО "Штрих Групп"). Первые три этапа системы за 334 млн рублей были выполнены и переданы в собственность Петербурга. К ноябрю 2019 года должен был быть закрыт 4–й этап контракта, но эти работы Смольный уже не принял, поскольку в конце года расторг в одностороннем порядке договор с "Измерителем". После этого стороны ушли в суды.
КИСУ было решено заменить на КСУ. И если в первом случае система передавалась бы Петербургу в собственность, то во втором он просто получал временный доступ к программе. Собеседники "ДП" оценивали 7–летний контракт в 1,7 млрд рублей.
Предполагалось, что конкурс объявят в конце 2020–го — начале 2021 года. Позже ожидалось, что это произойдёт весной–летом 2021 года, вместе с конкурсами в рамках транспортной реформы, но закупки так и не появилось.
Станислав Казарин в июне в беседе с "ДП" отмечал, что "слишком много внимания уделяется технологиям". Куда важнее данные и процессы, с которыми они работают.
"Какая разница, какой версии чип в вашем “Подорожнике”? Как это устроено внутри? Система — это не монолит, это система взаимодействия, информационные потоки, данные, состоящие из множества подсистем. Вопрос лишь в том, насколько удобно людям, насколько эффективно, качественно и безопасно это работает", — считает вице–губернатор.