Надежды Смольного на мирный перевод строительства подземки с прежнего подрядчика (ОАО "Метрострой") на нового (АО "Метрострой Северной столицы"), похоже, не оправдались. Экс–советник гендиректора "Метростроя" Константин Ерошенко обжаловал одностороннее расторжение властями крупных контрактов на строительство метро.
В Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти поступили четыре иска Константина Ерошенко, акционера ОАО "Метрострой" (16,3%). Владельцем ценных бумаг он стал в декабре 2020 года: он получил их от Ольги Александровой, супруги экс–гендиректора компании Николая Александрова. Ещё до покупки акций Александровы выдвигали Константина Ерошенко на должность гендиректора, но безуспешно. Не удалось ему добиться этого и через суд.
Ранее Ерошенко был гендиректором учреждённого компанией "Стройтрансгаз" (СТГ) Геннадия Тимченко (№2 в Рейтинге миллиардеров "ДП") АО "Метротрансстрой", которое также претендовало на то, чтобы стать новым генподрядчиком строительства петербургской подземки. Поэтому некоторые эксперты рассматривают его иски как привет от несостоявшихся конкурентов. К тому же экс–владелец "Метростроя" Вадим Александров в 2020 году был назначен советником гендиректора СТГ. Тогда же "ДП" писал, что компания хочет на субподряд к "Метрострою Северной столицы", поэтому "потребует считаться с ними".
В трёх случаях суд принял заявления Константина Ерошенко к производству, ещё по одному обращению пока решение не принято. Ответчиком по всем искам выступает Санкт–Петербургское государственное казённое учреждение "Дирекция транспортного строительства" (ДТС).
Поводом к спору стало расторжение крупных контрактов "Метростроя" на строительство петербургской подземки, о чём Смольный уведомил подрядчика в начале октября. Решение было односторонним, и не без оснований: не все работы выполнены, сроки сорваны, деньги не освоены.
Основных контрактов у "Метростроя" было два: Лахтинско–Правобережная линия (ЛПЛ, оранжевая ветка) от "Спасской" до "Горного института" со станцией "Театральная" и Красносельско–Калининская линия (ККЛ, коричневая ветка) от "Путиловской" до "Юго–Западной". По ЛПЛ из 28 млрд рублей, предусмотренных контрактом, подрядчик освоил 13 млрд рублей, а работы в целом выполнены на 64%. Среди причин для расторжения, в частности, срыв сроков сооружения шахт, технических объектов и вестибюля на Большом пр. В. О. По ККЛ из 38 млрд рублей освоено только 13 млрд, доля выполненных работ — 35%. В этом случае "Метрострой", например, сорвал сроки строительства наклонного хода на "Казаковской". Заказчик в лице комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Санкт–Петербурга усомнился, что все работы по этому контракту будут выполнены до 15 декабря 2024 года (это уже перенесённый срок. — Ред.). Это и стало основанием для "расставания".
Помимо этого у бывшего строителя петербургской подземки были долги по закрытым в общем–то контрактам. Речь о Невско–Василеостровской линии (НВЛ, зелёная ветка) и Фрунзенском радиусе (фиолетовая ветка). На зелёной ветке к чемпионату мира по футболу 2018 года "Метрострой" построил станции "Новокрестовская" (ныне "Зенит") и "Беговая", но по сей день остались недочёты.
Есть и суды на этот счёт. Из 32 млрд рублей от стоимости контракта работы не выполнены на 2 млрд рублей. На фиолетовой ветке в 2019 году запустили три станции: "Проспект Славы", "Дунайская" и "Шушары", но недоделок здесь набралось на 1,7 млрд из 34 млрд рублей стоимости контракта.