В 1967 году американский психолог Мартин Селигман провёл серию не очень приятных экспериментов над собаками, подвергая их слабым ударам током. Оказалось, что если подопытная убеждалась в неизбежности удара, то, даже получив через некоторое время возможность противодействовать ему, она продолжала покорно терпеть боль, не пытаясь ничего предпринять. Феномен получил название "синдром выученной беспомощности" и был впоследствии подтверждён опытами на людях в доме престарелых (их, к счастью, током не били, но зато всячески ограничивали в принятии решений).
Спустя полвека дело американских естествоиспытателей с успехом продолжают в России. Каждую неделю мы получаем очередной разряд (например, обновление очередного реестра неугодных) или намёк на него (например, слухи о том, что нам планируют запретить в ближайшее время). Послушно киваем и разводим руками: ну а что тут поделать?
9 ноября стало известно о планах Роскомнадзора запретить онлайн–кинотеатрам показывать материалы с "нетрадиционными сексуальными отношениями и сексуальными девиациями". Достаточно взглянуть на список 250 лучших фильмов в истории, чтобы понять, что зрителям предлагается отказаться от значительной части кинематографического наследия. Впрочем, зрители–то выход найдут, не сомневайтесь. А вот российским стриминговым сервисам с мечтой о безубыточности можно попрощаться, на радость торрент–трекерам.
И дело не в том, нравится кому–то фильм "Горбатая гора" или нет. А в том, что мнение о нём хорошо бы составлять после просмотра, а не превентивно, в зависимости от настроения неведомого чиновника. Гомофобия в российском обществе укоренена очень глубоко, и заигрывание с ней — безотказный способ завоевать симпатии толпы. С другой стороны, нет никаких сомнений, что если бы поддержка гей–сообщества оказалась выгодна государственной пропаганде, то "переобувание" произошло бы в мгновение ока. Как недавно случилось с киберспортсменами, которые из асоциальных вдохновителей школьных шутингов внезапно оказались национальными героями.
Но есть и хорошие новости. Спустя годы Мартин Селигман пересмотрел свою теорию. И пришёл к выводу, что выученная беспомощность не приобретается живым существом в течение жизни. Напротив, рождаясь беспомощным, каждый живущий постепенно учится тому, что его действия могут влиять на ситуацию и давать результат. Ну, или не учится.