Реставрация без принуждения: как частная инициатива сохраняет наследие города

Автор фото: Сергей Ермохин

Кто и как заботится об объектах культурного наследия, которые формально таковыми не являются и под охрану властей не подпадают.

Став владельцем объекта культурного наследия, счастливые собственники обыкновенно получают от КГИОП большой список работ, которые они должны провести за свой счёт для сохранения памятника и всех его предметов охраны. В случае неисполнения предписаний ведомство обычно идёт в суд, требуя ежемесячные штрафы до тех пор, пока всё не будет исполнено. Тем примечательнее, когда собственники начинают заботиться о неохраняемом наследии без (по крайней мере официального) принуждения со стороны властей.

Прометей с Электроникой

Так, например, когда в 2013 году был снесён кинотеатр "Прометей" на проспекте Просвещения, ООО "Герда", выступившее застройщиком многофункционального комплекса на его месте, взялась оплатить реставрацию и перенос памятника "Похищение огня", стоявшего около синематографа. На реставрацию скульптуры, которая была признана символом Калининского района, инвестор, по данным администрации, перечислил 7 млн рублей. В 2014 году статую поставили в саду между улицами Ольги Форш и Демьяна Бедного.
В данный момент ведётся реставрация скульптурной композиции "Полёт Электроники", созданной в 1976 году скульптором Валентином Козенюком и установленной на фасад здания Ленинградского объединения электронного приборостроения "Светлана" (ныне ПАО "Светлана") на углу проспектов Мориса Тореза и Светлановского. Сейчас на его месте холдинг Setl Group начал строительство корпусов жилого комплекса, фигуру же летящей девушки перенесут на одно из зданий АО "Светлана–Электронприбор" в 200 метрах от Светлановской площади. По согласованию с руководством ПАО "Светлана" все работы, связанные с реставрацией и установкой скульптуры на новом месте, взял на себя холдинг Setl Group. Реставрационными работами занимается мастерская ПИАФ.
Как рассказал "ДП" её генеральный директор Валерий Иванов, состояние самой скульптуры в целом оказалось удовлетворительным, а вот новое место установки требует серьёзных изменений конструкции монтажных узлов и внутреннего каркаса здания. Сейчас разрабатывается инженерный проект крепления "Электроники" на стену.
"Затраты на работы, связанные с монтажом скульптуры, очевидно, будут более значительными, чем на саму реставрацию. Прикрепиться к наружным стенам этого здания нельзя — они не смогут нести такой груз. Таким образом, придётся делать в них отверстия и закреплять монтажные элементы к внутренним несущим колоннам. Эти работы точно обойдутся не в один миллион рублей", — объяснил Валерий Иванов.

Помощь начинающим

Месяц назад КГИОП отрапортовал об установке информационных табличек вблизи некоторых захоронений Смоленского лютеранского кладбища, являющихся объектами культурного наследия или входящих в предмет охраны всего некрополя. Текст на табличках призывает родственников погребённых откликнуться и принять на себя обязанности по содержанию надмогильных сооружений.
В числе прочего табличка появилась и возле склепа генерал–майора Александра фон Бекмана. Это место приобрело широкую известность в 1997 году после выхода фильма "Брат". Не дожидаясь возможного обнаружения родственников фон Бекмана, приведением в порядок этого склепа уже начали заниматься студентки 3–го курса СПбГУ, обучающиеся по направлению "Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия".
В январе по просьбе девушек КГИОП выдал задание на проведение реставрационных работ на памятнике. Чтобы изыскать средства на составление сметы, активистки запустили краудфандинговую кампанию на сервисе Planeta.ru. За 2 месяца сбора участники пожертвовали почти 300 тыс. рублей, тогда как требовалось всего 60 тыс.
"Сейчас уже идёт работа над проектом реставрации. Ею занимаются компании “Матис”, “Реставрационная мастерская “Наследие” и “Ажио” — они решили поддержать восстановление склепа, и, таким образом, проектирование обошлось дешевле, — рассказала “ДП” руководитель инициативной группы Валерия Ефремова. — После окончания данного этапа необходима государственная историко–культурная экспертиза. И только после неё можно будет производить реставрацию. Средства планируется собирать как с помощью краудфандинга, так и получения грантов и спонсорской поддержки".

В поисках утраченного

Другое надгробие на Смоленском кладбище, которое мечтают отреставрировать, находится на могиле выдающегося физика–изобретателя Бориса Семёновича Якоби, прославившегося созданием первого электродвигателя, телеграфного аппарата, печатающего буквы, и открытием гальванопластики. Инициатором реставрации выступил руководитель ПИАФ Валерий Иванов. Он рассказал "ДП", что сейчас надгробие находится в крайне удручающем состоянии, бюст учёного утрачен.
"Мы с коллегами уже провели часть работ по созданию проекта реставрации надгробия, готова модель бюста Бориса Семёновича. Однако для продолжения дела необходима спонсорская помощь, — говорит Валерий Иванов. — Для завершения разработки проекта, его согласования и непосредственно реставрации требуется порядка 2 млн рублей. Несмотря на все переговоры, найти меценатов нам пока так и не удалось".

Ильич в частные руки

На территории завода "Эскалатор" на Малом проспекте Васильевского острова, 52, стоял типовой памятник Ленину работы скульптора Меркурова. В 2014 году предприятие снесли под застройку жильём компанией ЗАО "ЮИТ Санкт–Петербург". Статуя Ильича была передана частному лицу — Олегу Барсукову. С тех пор он с группой единомышленников на общественных началах занимается реставрацией скульптуры, чтобы установить её на новом месте.
"На данный момент все работы почти завершены, в этом нам безвозмездно помогал знакомый профессиональный реставратор. Осталось отпескоструить памятник и покрыть его защитным составом, — рассказал “ДП” Олег Барсуков. — Полностью закончить реставрацию мы надеемся на следующий год, может быть, ко дню рождения Ленина. Далее планируем приступить к согласованию его установки в Старо–Ленинском сквере на Петроградской. Ранее там уже стоял бюст Владимира Ильича, но в какой–то момент он оттуда исчез".
"Подобные частные инициативы сейчас очень редки. Особенно когда речь идёт об объектах культурного наследия, когда помимо вложения собственных средств необходимо проводить согласования с государственными органами", — подытожил замглавы Совета по сохранению культурного наследия при правительстве города, историк и кандидат искусствоведения Михаил Мильчик.