Строительная отрасль Петербурга, как и всей страны, за последнее время столкнулась со множеством вызовов. Однако это не первый кризис, который выпадает на долю девелоперов. Как застройщикам удавалось преодолеть сложности в прошлом, и что позволит городу развиваться в будущем, в интервью "Деловому Петербургу" рассказал первый заместитель генерального директора группы компаний "КВС" Владимир Трекин.
На днях вы были удостоены почётного звания "Заслуженный строитель Российской Федерации". Расскажите о своём пути к этой награде: с чего начинали, какие вехи были самыми важными?
— Главной вехой, безусловно, стало решение о создании компании "КВС". Но этому предшествовала многолетняя работа в строительной сфере. Я пошёл на стройку после демобилизации из армии, начал с простого штукатура. Важным этапом стала работа в "Главленинградстрое". Это знаменитая советская школа строительства, мощный технологический конвейер. Такого уровня и грандиозных объёмов строительства сейчас невозможно достичь. Постепенно получал новые навыки, продвигался. Должен ещё сказать, что мне повезло с родителями и учителями, их поддержка была бесценной. Потом начался этап работы в частных компаниях. "КВС" мы основали вместе с Сергеем Ярошенко в 2003 году, к тому времени я уже имел большой опыт управления, руководства и организации в строительстве.
Что тогда происходило на рынке? Была ли уверенность, что всё получится?
— Где-то повезло, что время было такое, когда рынок находился на подъёме. Поэтому создание собственной компании нам особого труда не стоило. Важно было грамотно ставить задачи, планировать развитие, наращивая объёмы и повышая обороты бизнеса. Начинали не просто с отделки, мы уже сразу занимались субгенподрядом, строили новые здания. Да, это ещё было не жилое строительство, но достаточно серьёзные объекты. Бюджет тогда расправил крылья, особенно это было заметно при Валентине Ивановне Матвиенко. Город динамично развивался и активно застраивался. Движение нашей компании было поступательное, оно шло без каких-либо провалов. Отчасти именно проблема роста была для нас актуальной. Всё-таки в самом начале у нас было всего около 20 человек в команде, но буквально за несколько лет мы значительно выросли, построили себе первый офис на Парнасе, а 17-й год работы отпраздновали переездом в новый головной офис у "Лесной".
Что потребовалось для перехода на полноценную девелоперскую деятельность?
— Первый наш девелоперский проект ЖК "Gusi-Лебеди" был полностью сдан с опережением сроков в 2014 году. Переход на собственные объекты потребовал новых решений, развития отдела продаж. Было создано агентство недвижимости. Мы изначально не гнались за супердоходностью. В первую очередь думали о том, чтобы сохранить стабильные позиции на рынке, поддерживать коллектив. В стройке всегда есть взлёты и падения, но если бездумно не гнаться за деньгами, то можно работать спокойно, без потрясений. К тому же работа с бюджетными средствами позволила выстроить чёткую финансовую дисциплину, строго следовать сметам.
"КВС" заработала репутацию компании, которая активно сотрудничает с городом по созданию социальной, административной и коммерческой инфраструктуры. Это часть бизнеса, социальная ответственность или некие обязательства?
— Доходность у всех проектов разная, но они должны быть успешными с коммерческой точки зрения. Школы, детские сады, отделения полиции и спортивные объекты, которые есть в нашем портфолио, помогли сформироваться компании как крупному предприятию. Лет 10 мы работали в этом направлении и успешно справлялись со своими задачами. Сегодня мы вновь возвращаемся в бюджет. Условия на рынке и сама жизнь заставляют нас это делать, чтобы чувствовать себя спокойнее и увереннее.
Можно ли сейчас заработать на госконтрактах? Насколько маржинально это направление?
— Бюджет никогда не был высокодоходной сферой, нюансов здесь много. Надо понимать, что никто не принесёт вам деньги на блюдечке с голубой каёмочкой. Но если внимательно изучать техзадание, рассчитывать и сопоставлять свои силы, то проблем не будет. В наших проектах комплексного освоения территорий (КОТ — прим. "ДП") мы и раньше строили школы и детсады, планируем и дальше передавать объекты городу или региону. Мы набили руку за годы своей деятельности, привлекались даже по федеральной программе финансирования в Ленобласти, строили под двойным контролем. Сотрудничество со строительным комитетом — это нормальное взаимовыгодное партнёрство. Был сложный период, но этот этап позади.
Многие девелоперы стремятся развивать горизонтальные и вертикальные связи, строя собственную экосистему. "КВС" в этом плане не исключение?
— Построив дом и заключив соглашения с дольщиками, мы заинтересованы в дальнейшем улучшении качества жизни в своих проектах. Для этого была открыта собственная УК. Мы строили и бизнес-центры, поэтому знаем, что нужно для управления коммерческой недвижимостью. Агентство недвижимости как отдельное подразделение обязательно должно быть в структуре крупного холдинга. Сегодня продаём квартиры и на вторичном рынке. Чтобы обеспечить безопасность жильцов, создано охранное предприятие. Оно следит за порядком в наших КОТах. Все эти услуги помогают нам в конечном итоге, в том числе в имиджевой составляющей. В Сертолово и Янино уже построены целые микрогорода, где мы полностью готовы обеспечивать всю инфраструктуру. Чем больше помогаем людям, тем сильнее наша репутация. Администрация сама зачастую предлагает забрать определённые объекты.
Как часто ориентируетесь на модные тренды и опыт западных коллег?
— Главные "фишки" перекочевали к нам ещё в 90-х, когда на рынок поступила масса новых отделочных материалов, планировочных решений. Но сегодня, на мой взгляд, мы самодостаточные и можем сами формировать тренды. Те же евродвушки и евротрёшки всегда были, дальше рынок уже сам формирует спрос исходя из потребностей покупателей. Пожалуй, нам сегодня интереснее новшества восточных соседей, а не западных. Мы, к примеру, хорошо изучили опыт Китая при строительстве ЖК на юге города. Ездили в Шанхай, там есть чему поучиться.
Многие экономисты предрекают тяжёлое время для застройщиков. По вашим прогнозам, выживут ли девелоперы без новых мер поддержки?
— Я считаю, что государство обязано оказывать поддержку строительной отрасли как одному из ключевых элементов в экономике. За время своей работы мы сталкивались с множеством угроз, были времена и похуже. Тем не менее, мы двигались вперёд и справлялись со всеми вызовами. Да, сегодня подорожали строительные материалы, выросла цена на недвижимость, состоялся переход на банковское финансирование. Но тяжелее было, когда мы с партнёрами рассчитывались по бартеру, а зарплату выдавали продуктами. Сейчас вспоминаем то время с улыбкой, однако было действительно сложно. Как всё дальше будет развиваться, я не берусь предсказывать. Год назад мы, например, не знали, что будем везде ходить в масках.
Стоимость квартиры на этапе котлована уже мало отличается от цены на этапе сдачи дома. Инвестировать в жильё становится сложнее?
— Согласен, что инвестирование в жилую недвижимость перестало быть супердоходным, но оно в любом случае приносит доход. Инвесторы никуда не денутся, возможность заработать до 15% сохраняется. Если посмотреть на Запад, то там люди вообще радуются инвестициям под 5–8%.
Некоторые застройщики видят срочную необходимость вкладывать средства в пополнение земельного банка из-за дефицита земли. Согласны ли с такой позицией и есть ли у задел у вашей компании?
— У нас задел существует до 2030 года как минимум, в этом плане мы чувствуем себя уверенно. По поводу нехватки мест я не согласен. Город — это живой организм, который постоянно развивается. Посмотрите на центр Лондона, например, где за последние годы выросли современные здания. В Москве реновация активно меняет облик города. Понятно, что пустых участков мало, но потенциал у многих мест огромный. Старые заброшенные предприятия, кварталы морально устаревшей застройки — всё это перспективные локации, по моему личному мнению.
Кстати, бурно обсуждается тема переноса порта за пределы Петербурга.
— Порт — серьёзный инфраструктурный объект, тысячи рабочих мест. Так что этот вопрос больше стратегического характера. Можно сравнить его с решением о создании намыва на Васильевском острове. Или вспомним, сколько споров было вокруг проекта башни "Газпрома". Сейчас, как ни крути, это настоящее украшение города. Для меня любая продуманная и красивая идея, если она идёт на пользу Петербургу, воспринимается позитивно. А когда проекты замораживаются на долгие годы, как было в случае Охтинского мыса или участка, на котором построили "Галерею", это плохо. Отдать всё на откуп общественности, на мой взгляд, неправильно, решающее слово должно оставаться за профессионалами.
Если представить идеальную картину, какими должны быть новые пригороды Петербурга?
— Посмотрите на пример нашего проекта в Сертолово. Там создана приятная обстановка для жизни, сложилась здоровая атмосфера. В тех же Шушарах, Кудрово и Мурино было много застройщиков и, наверное, каждый старался извлечь максимальную прибыль. Не всегда это стремление было продуманным в комплексе всей территории. Если мы снова начнём строить муравейники, ничего хорошего не выйдет. К тому же, нормы по зелени, парковкам и всему остальному стали достаточно строгими. Соблюдайте их, и люди будут жить в комфорте.