Потери строительных компаний от внутренних злоупотреблений сотрудников могут достигать 7% выручки. Однако благодаря технологиям ситуация начинает меняться к лучшему.
Возможно, самым громким скандалом этой осени на строительном рынке Петербурга стало задержание бывшего вице–президента группы компаний "ПИК" Александра Лефеля. Как ранее писал "ДП", компания строила в Северной столице ЖК "Дальневосточный 15", расположенный на правом берегу Невы, в получасе езды от исторического центра.
Топ–менеджер был задержан в рамках уголовного дела по обвинению в мошенничестве (статья 159 УК). По предварительным данным, сотрудники службы безопасности ПИК выявили факты злоупотреблений со стороны Александра Лефеля при проведении тендерных процедур и заключении подрядных договоров в 2017–2018 годах. По всей вероятности, речь идёт о расходовании средств дольщиков на стадии нулевого цикла. При этом общий ущерб, как подсчитали в стройкомпании, составил порядка 140 млн рублей.
По версии "Коммерсанта", ПИК пытался урегулировать эту ситуацию ещё весной 2019 года, не обращаясь к силовикам. Однако Александр Лефель покинул компанию. Тогда, похоже, она и обратилась в правоохранительные органы.
Тверской суд Москвы, куда следствие подало ходатайство об избрании меры пресечения, арестовал Лефеля до 7 декабря. Сам он вины не признаёт.
Отметим, что дольщики проекта "Дальневосточный, 15", как сообщал ПИК, не пострадали: компания за свой счёт завершила работы.
"Откат" "распилом" погоняет
"Воруют все, только успевай отлавливать и барьеры создавать. Либо свои, либо чужие, либо в сговоре", — заявил "ДП" на условиях анонимности представитель одной из стройкомпаний Петербурга, комментируя ситуацию.
По мнению некоторых экспертов, ежегодные потери игроков российского рынка из–за воровства, мошенничества и прочих злоупотреблений, совершаемых сотрудниками, могут достигать 7% выручки. В топ–3 подобных нарушений эксперты включают "откаты" (более 50% случаев), использование активов предприятия сотрудниками в личных целях (свыше 20%) и хищение имущества (10%).
По данным "ДП", опросившего участников петербургского рынка, "откаты" и "распилы" присутствуют и на среднем, и на высшем уровне. Могут потребовать взятку за выигрыш коммерческого тендера, за закупку материалов, при приобретении земельных участков. "Откаты" сотрудник девелопера может получить при осуществлении рекламной кампании. В среднем размер "благодарности" составляет от 2 до 10% от её бюджета.
"Рынок стройматериалов заполнен больших количеством компаний, готовых предложить застройщикам свои товары, однако количество строек ограничено. Поэтому, наверное, самой популярной областью для злоупотреблений являются закупки и заключение договоров, — отмечает частнопрактикующий юрист Мария Васильева. — За определённую плату сотрудники стройкомпании могут предоставить поставщикам закрытую информацию о предложениях конкурентов в рамках закупочных процедур, что позволяет подсуетившимся поставщикам сформировать лучшее предложение и выиграть тендер. Если же договоры с застройщиком заключаются вне закупочных процедур, то заключить желаемый контракт становится ещё проще, произведя отчисления сотруднику застройщика, который порекомендует проверенного поставщика".
Полиграф вам в помощь
Отдельное поле для внутренних нарушений — отделы продаж. Здесь, кроме маркетинговых бюджетов, которые активно "пилятся", можно заработать на скидках и комиссионных при продаже квартир. Так, отдел продаж одного из застройщиков был полностью уволен, когда вскрылось, что большую часть "вкусных" сделок они пускали через риелторскую компанию, близкую к директору по продажам. Процент, который могут получить сотрудники стройкомпании при такой схеме, составляет от 2 до 5% от цены квартиры.
На нижнем уровне основная проблема — это взятки при приёмке строительных материалов. Например, прораб может принять машину левого бетона, закрыть подрядчику лишние или накрученные работы. Борются с этим постоянным контролем с периодическими проверками на полиграфе. "Три–четыре года назад у одной крупной компании через полиграф прогнали всех менеджеров, которые работали на одном объекте. В итоге сменили всех", — рассказал директор одной из строительных компаний.
С волчьим билетом
Злоупотреблений персонала застройщиков предостаточно, резюмирует Алексей Агеев, партнёр юридической фирмы Ru.Courts. Однако оценить масштабы он затруднился, поскольку на поверхность просачиваются только вопиющие случаи. "Компании по очевидным репутационным причинам не заинтересованы разглашать случаи мошенничества своих сотрудников. Мне известен ряд подобных прецедентов в Петербурге и как минимум один — в Москве. Полагаю, что в реальности их куда больше. Вряд ли найдётся строительная компания, сотрудники которой не использовали бы её ресурсы в своих собственных целях, в том числе и в ущерб интересам компании", — говорит Алексей Агеев.
Уголовные или административные дела по фактам внутренних злоупотреблений — скорее редкость. Как говорят игроки рынка, уголовные дела могут возникнуть на уровне рабочих — свистнули палету кирпича, радиаторы, вынесли арматуру. "Впрочем, и здесь зачастую просто выгоняют с волчьим билетом", — поделился мнением один из девелоперов.
Разрешение подобных конфликтов в гражданско–правовом поле — тоже редкость, так как ущерб именно от деятельности конкретного сотрудника сложно доказать, а обращение в правоохранительные органы может повлечь проверки в отношении самой компании (с учётом знаний соответствующего сотрудника). "Поэтому тот факт, что ПИК обратился в правоохранительные органы и сделал эту информацию публичной, вызывает скорее некоторое удивление", — отмечает Алексей Агеев.
Технологии меняют рынок
Страдают от внутренних злоупотреблений прежде всего владельцы застройщиков, которые получают меньшую маржу. Опосредованно от всех этих схем страдают дольщики, которые из–за плохого контроля могут не получить построенную квартиру в срок или же получить квартиру с различными проблемами. Кроме того, подобные внутренние злоупотребления на систематической основе могут не только сказаться на репутации девелопера, но и привести в итоге компанию к банкротству.
Правда, сейчас, как отмечают опрошенные "ДП" игроки рынка, ситуация постепенно меняется. Так, для предотвращения хищений непосредственно на строительных площадках внедряют системы видеонаблюдения и весового контроля. На технику ставят системы мониторинга, тахографы, датчики топлива. Для контроля качества работ иногда нанимают внешние структуры. Службы безопасности проверяют субподрядчиков на связи с менеджментом компаний, рассказал Алексей Агеев. Кроме того, дополнительный контроль за расходованием средств получили банки, выдающие девелоперам проектное кредитование для строительства жилого дома. Однако многие меры могут быть нивелированы "человеческим фактором" и отсутствием какой–либо реальной ответственности предприимчивых сотрудников.