На днях Арбитражный суд Москвы завершил рассмотрение спора между "Стройтранснефтегаз" (СТНГ) и ООО "Речсервис", логистической компанией из Сибири. Перевозчик взыскивал с подрядчика "Газпрома" 312,6 млн рублей, в том числе неустойку за просрочку оплаты. Как следует из материалов дела, с 2012 по 2018 год стороны заключили пять договоров на транспортно–экспедиционное обслуживание, доставку материалов и оборудования. "Речсервис", к примеру, представил в суд, обосновывая свою позицию, 2,2 тыс. актов оказанных услуг. Однако, как показал анализ СТНГ, также приобщённый к материалам дела, финансовые претензии истца должны быть уменьшены.
По словам Алексея Агеева, партнёра юрфирмы Ru.Courts, из решения суда следует, что часть требований была прекращена зачётом, ещё часть истец предъявлял ответчику в других процессах. В итоге в ходе судебного разбирательства размер основного долга за услуги, оказанные "Речсервисом", снизился до 136 млн рублей.
"Защита от претензий путём изучения сумм в актах об оказанных услугах и иных документах, подтверждающих исполнение договора подрядчиком, не является каким–то новым или уникальным приёмом. В случае длительных отношений сторон нормальная реакция ответчика — для начала понять, существуют ли требования вообще, не были ли они прекращены зачётом и не предъявлялись ли они ранее", — отмечает эксперт.
Арбитражный суд Москвы взыскал 136 млн рублей основного долга и 15 млн неустойки за просрочку оплаты. Ни "Речсервис", ни СТНГ на запрос "ДП" не ответили.
Зачастую суды встают на сторону не тех, кто прав "по жизни", а тех, кто может доказать свою правоту документами. И хотя бизнес в условиях кризиса, вызванного эпидемией, стал взыскивать с контрагентов и небольшие долги, на которые раньше не обращал внимания, дисциплина делопроизводства тем не менее существенно не изменилась. "Надлежащее оформление документов требует определённых временных и финансовых издержек. И если на каждую гайку оформлять документ дороговато, то приходится искать компромисс. В условиях пандемии бизнес в первую очередь думает о выживании здесь и сейчас. А щепетильное или расслабленное отношение к оформлению документов — это фактор, который может сыграть только в будущем", — отмечает Алексей Агеев.
При этом сторонам не в новинку разрешать свои разногласия в суде. Так, в 2017 году "Речсервис" доставил оборудование в Томск — в рамках строительства газопровода "Сила Сибири", но при разгрузке оно пострадало. Правда, в акте приёма–передачи этот момент отмечен не был. В итоге СТНГ потратился на доставку нового оборудования. А вот с претензией к "Речсервису" обратился только в 2021 году, более чем через 3 года, когда срок исковой давности истёк. Поэтому Арбитражный суд Москвы в этом году отказал подрядчику "Газпрома" во взыскании с "Речсервиса" 1,7 млн рублей.