Смольный пошёл на уступки бизнесу и отодвинул введение QR-режима почти на месяц. "ДП" разобрался в мотивах такого решения.
В четверг, 25 ноября, губернатор Петербурга Александр Беглов ожидаемо продлил действие коронавирусных ограничений до 31 января. Главной же новостью стало то, что общепиту и торговым центрам дали заработать в прибыльный период — накануне Нового года. Вместо 1 декабря требование пускать посетителей по QR-коду отложено до 27 числа.
Представители бизнеса уже оценили шаги городской власти. Готовившиеся к неизбежным потерям предприниматели воспрянули духом в надежде поправить своё финансовое положение.
"Безусловно, отсутствие QR-кодов позволит предпринимателям сохранить высокий уровень товарооборота и накопить необходимую финансовую "подушку" для работы в период снижения покупательской активности в январе–феврале", — отмечала в разговоре с "ДП" гендиректор торгового комплекса "Невский центр" Дарья Ветрова.
Объясняя своё решение, Беглов также указал на то, что людям необходимо приобрести новогодние подарки, но в качестве основной причины назвал улучшение эпидемической ситуации в городе.
"Реально волна коронавируса идёт на спад в стране и городе, и таких жёстких мер, которые анонсировались, когда был пик заболеваемости, может быть уже и не нужно, можно спокойнее подойти к этому. Поэтому пока срок передвинут, может быть, он будет передвинут и ещё раз. Мне кажется, таких спешных, решительных действий, которые без сомнения не лучшим образом сказываются на экономике и конечно вызывают определённое социальное напряжение, сейчас можно избежать", — полагает политолог Дмитрий Солонников.
Согласно данным оперативного штаба, заболеваемость в Петербурге действительно сократилась. По сравнению с 12 ноября суточный прирост заболевших, зафиксированный 26 числа, меньше в два раза. Однако последние трое суток подряд показатели вновь демонстрируют рост.
В общероссийском масштабе снижение заболеваемости COVID-19 выглядит менее убедительно. За две с лишним недели (с 11 по 26 ноября) прирост заболевших уменьшился только на 15%.
Жёстко, но нерешительно
Решение Смольного укладывается в канву действий федерального центра. Ещё в середине ноября кабмин внёс в Госдуму законопроекты о введении QR-кодов в общепите, торговле, на железнодорожном и авиатранспорте.
С тех пор судьба инициативы завязла в обсуждениях за пределами нижней палаты, отсутствуют законопроекты в думском календаре и на декабрь.
В это время в регионах разворачиваются события, которые объясняют нерешительность властей. С 22 ноября QR-коды действуют в общественном транспорте на территории Татарстана. В первое же утро в Казани контролёры высадили из транспорта почти 800 человек без кодов. Мера вызвала многочисленные конфликты между пассажирами и кондукторами, и как результат — всеобщее недовольство.
Глава комитета по транспорту Кирилл Поляков отмечал, что петербургские власти следят за тем, что происходит в Татарстане.
"Я думаю, этот пробный шар остудил очень многих глав регионов, которые точно также не торопятся сейчас вводить такие жёсткие меры", — считает политолог Александр Ершов.
В Челябинске 25 ноября противники QR-кодов попытались прорваться в здание Заксобрания, которое в этот момент обсуждало федеральные законопроекты. Активисты устроили потасовку с охраной, на подмогу пришлось вызывать сразу несколько нарядов полиции.
На этом фоне парламент Северной Осетии смог одобрить законопроекты о QR-кодах только со второй попытки. В Заксобрании Петербурга их уже поддержала комиссия по социальной политике и здравоохранению. В полном составе городской парламент инициативу ещё не рассматривал.
"Мне кажется, что вот этот баланс между желанием защитить население от заражения и социальным взрывом — это очень сложная задача для губернаторов всех регионов, которую, я надеюсь, они будут решать с наименьшими потерями", — отмечает Ершов.
"Политики прекрасно понимают, что в любой момент этот негативный потенциал выплеснется, и он будет непредсказуем. И поэтому опасаются реакции людей, или даже не реакции, а то, что люди затаят злобу", — добавляет его коллега Александр Конфисахор.
По мнению политолога Аббаса Галлямова, власти напуганы активностью антипрививочников и противников QR-кодов, поскольку не ожидали, что их возмущение будет настолько сильным.
"Силой продавливать этих людей они не хотят, это ведь не либералы, на мнение которых режим привык плевать. Это тот самый "глубинный народ", который на протяжении долгих лет служил опорой режима. Злить этих людей слишком рискованно, можно вообще без социальной базы остаться", — подчёркивает эксперт.
Письмо врачей и ролики в TikTok
Спикер петербургского Заксобрания Александр Бельский, комментируя законопроекты о QR-кодах, прямо указал на необходимость повысить мотивацию людей сделать прививку от COVID-19.
За несколько дней до постановления Беглова о переносе начала QR-режима рестораторы Петербурга обратились к градоначальнику с просьбой пойти на уступки. Правда, предприниматели предлагали отменить не введение кодов, а запрет на работу ночью. В рамках прививочной кампании этот шаг был бы более логичным.
Недостаточные темпы вакцинации стали настоящей головной болью для чиновников. Власти, привыкшие к тому, что значительная часть общества равнодушно или с одобрением относится ко многим политическим решениям в стране, не знают, как убедить людей сделать прививку без ущерба к лояльности населения.
"Это по политическим вопросам "глубинный народ" когда-то отдал пальму первенства Путину и в них не лезет, одобряя всё, что бы тот ни делал. А по вопросам, касающимся их лично, люди Путину права принимать решения за них не отдавали. Заставляя людей вакцинироваться и ограничивая права тех, кто этого делать не хочет, власть пересекла границу дозволенного. Она, по сути, нарушила условия социального контракта, когда-то заключённого с людьми", — констатирует Галлямов.
Власть уже признала свои ошибки, объявив о перезапуске кампании по пропаганде вакцинации, однако пока получается не слишком убедительно.
На неделе главврачи российских больниц написали открытое письмо, в котором пригласили известных антипрививочников в "красные зоны" ковидных стационаров. В ответ адресаты не сказали ничего нового, многие из них подчеркнули, что не против вакцинации, но не согласны с принудительным характером прививочной кампании.
Помимо многочисленных публикаций в СМИ письмо врачей попытались прорекламировать в соцсетях, в том числе в TikTok, эффективность этих роликов вызывает сомнения.
Галлямов уверен, что нынешняя госпропаганда не сможет справиться с задачей продвижения вакцинации, поскольку привыкла работать по темам, не затрагивающим конкретные интересы среднестатистического россиянина.
"Убеждать людей в ситуации, когда у тех есть собственное, да ещё отличное, мнение, они не умеют. Здесь надо пользоваться доверием, а какое в России к властям доверие?" — резюмирует политолог.