Тема безопасности на дорогах — неисчерпаема, так как зависит от множества факторов. На этот раз "ДП" вместе с автором проекта "20 идей по развитию России" Дмитрием Давыдовым решил обратить внимание на те моменты, которые негативно сказываются на статистике ДТП, но пока никак не закреплены в законе.
Помимо нарушения скоростного режима, несоблюдения правил проезда перекрёстков и откровенного лихачества проблемы возникают из-за некачественного дорожного покрытия, неисправности транспортного средства и довольно гуманной, по сравнению с остальными странами, системой начисления штрафов. Фатальными могут оказаться и такие, казалось бы, невинные привычки как езда в неудобной обуви (на большом каблуке, в шлёпках) или вовсе без неё, употребление пищи за рулём, использование наушников во время движения. Всё это сильно отвлекает водителя и часто становится причиной аварий.
Например, согласно проведённым исследованиям, не зафиксированная на ноге обувь увеличивает тормозной путь на 0,13 секунд, то есть на целых 3,5 метра при скорости 97 км/ч. Мы не замечаем, но в скользящих тапочках или сланцах нога медленнее переходит с одной педали на другую, а также снижается сила нажатия. Не говоря уже о том, что шлёпки могут попросту соскочить и застрять между полом и педалью. К слову подобные случаи происходили не раз, и в большинстве европейских стран уже давно учтены в законодательстве.
"Водители в Испании могут быть привлечены к ответственности за управление транспортным средством в опасной для вождения обуви, босиком, с обнажённым торсом или в купальном костюме. При этом сумма штрафа составляет не менее 80 евро (6,8 тыс. рублей), а в ряде случаев доходит до 200. Во многом благодаря строгим правилам, за период с 2010 по 2020 годы количество ДТП в Испании сократилось на 44%. Она сейчас является четвёртой страной в ЕС с самым низким уровнем смертности на дорогах, уступая лишь Швеции, Мальте и Дании", — рассказал Дмитрий Давыдов.
В Великобритании управление автомобилем в неподобающей обуви, в том числе на высоких каблуках, приравнивается к "небрежному вождению", за которое предусмотрено наказание в 100 фунтов (почти 10 тыс. рублей). А если водитель при этом совершит ДТП, то суд может обязать его выплатить штраф до 5 тыс. фунтов. Серьёзные меры за несобранность за рулём предусмотрены и во Франции. Так, с 1 июля 2015 года там официально запрещено вождение в наушниках (штраф 135 евро или 11,2 тыс. рублей), а также поедание сэндвича, слишком громкая музыка и макияж во время езды (штраф 75 евро или 6,2 тыс. рублей).
В России, конечно же, наказания гораздо более гуманны. Для сравнения, даже разговор по телефону без удерживающего технического устройства во время управления транспортным средством обойдётся всего лишь в 1,5 тыс. рублей, с возможностью оплатить в первые две недели только половину суммы. Звучит не слишком устрашающе для большинства россиян, но кого-то всё-таки останавливает от правонарушения. Другие же отвлекающие водителя факторы, такие как неудобная обувь, наушники, приём пищи, нанесение косметики, в российском законодательстве и вовсе на данный момент не прописаны.
"Отсутствие запрета на такие действия формирует в гражданах плохую и опасную привычку заниматься посторонними делами за рулём. В большинстве случаев это происходит из-за спешки и непонимания серьёзности ситуации. Но чётко обозначенная позиция закона в том, что отвлекаться на еду и макияж из соображений безопасности не стоит, сможет изменить поведение в обществе. То же касается использования наушников и вождения в неудобной обуви", — выразил уверенность Дмитрий Давыдов.
Что касается поведенческих особенностей, то здесь эксперт не рассчитывает на быстрые изменения. Многие нововведения среди россиян приживаются с трудом. Вспомнить хотя бы, как долго представители ДПС боролись с непристёгнутыми водителями, а те, в свою очередь, придумывали всевозможные обходные пути, пока не поняли, что это никак не ущемляет их свободу и, наоборот, защищает жизнь. Затем на повестке дня оказались детские автокресла, мобильные телефоны, транспортировка животных. По многим, некогда проблемным вопросам, между властью и обществом был найден компромисс. Всё-таки большинство водителей сегодня пристёгиваются, многие используют hands free для разговоров по телефону, управляют навигатором при помощи автомобильного компьютера. Поэтому, возможно, со временем мы придём и к тому, что садиться летом в машину в купальном костюме и в сланцах, как минимум, неудобно, а главное — опасно.
"Только ограничивать опасное поведение со стороны водителей необходимо на законодательном уровне. И чем раньше начать это делать, тем лучше", — подытожил Дмитрий Давыдов.