Для большинства транспортных предприятий 2021 год был проверкой на прочность. Вопрос стоял ребром: либо компания остаётся на рынке, либо покидает его. Справились немногие.
За бортом
Несмотря на то что транспортная реформа, которая должна вывести пассажирские перевозки в Петербурге на новый уровень, буксовала в очередной раз, уже в начале года стало понятно, что за её бортом останутся мелкие и средние перевозчики. Так оно и вышло, хотя формально рамки приличия были соблюдены. Вместо предполагаемых 42 лотов Смольный остановился на 20: половина была "заточена" под "большую тройку" местных перевозчиков ("Питеравто", "Третий парк" и ПТК), половина — под мелких и средних. Последние и правда выглядели конкурентными для таких перевозчиков, несмотря на необходимость покупки нового подвижного состава, однако всё портило несколько обстоятельств. Автобусы должны были быть газовыми (это дороже и сложнее в эксплуатации, плюс небольшим перевозчикам может быть не под силу решить сложности с инфраструктурой под такую технику). К тому же было очевидно, что интерес к этим закупкам будут проявлять крупные перевозчики, у которых преимуществ в разы больше.
В итоге из девяти небольших компаний за лоты боролись только две: ООО "Шпунт Северо-Запад" и ООО "Такси". Первая — неудачно, вторая — удачно (получила 11 маршрутов), причём вторую реформу подряд: эксперты объясняют это дружбой его хозяев с экс-губернатором Валентиной Матвиенко. Остальные готовятся по завершении контрактов либо продавать свою технику в другие регионы, либо вообще там работать. Но об этом нужно было позаботиться заранее, как это сделали, например, перевозчики ООО "Пальмира" и ООО "АТП Барс-2", сделавшие ставку на соседнюю Ленобласть.
Уметь договориться
Крупным петербургским перевозчикам, желавшим остаться на рынке, заход в реформу дался непросто. Торги были, возможно, самым простым этапом, что не скажешь про весь период подготовки к ним.
Реформу планировалось запустить в один день, 15 июля 2022 года. Этот срок был прописан и в размещённых аукционах. Перевозчики, ожидавшие увидеть другие даты, подсуетились и склонили Комтранс к поэтапному вводу реформы. Объяснялось всё негативным опытом одновременного старта новаций в других городах. Такой участи для Петербурга не желали.
"Переходный период вместо одномоментного запуска позволил перевозчикам решить проблемы с выпуском новых автобусов и наймом водителей. Как показал опыт Новокузнецка, одномоментный запуск новой маршрутной сети вынудил "Питеравто" отправлять в недешёвые для холдинга командировки свой персонал из филиалов по всей стране. Боюсь, второй раз такое повторять никто не захочет", — говорит аналитик Владислав Булгаков.
Ещё до объявления аукционов крупные перевозчики озаботились поставками части подвижного состава. Петербургу для реформы нужно порядка 2,8 тыс. новых автобусов, но у производителей полно заказчиков и из других регионов. "Третий парк" заранее договорился с заводами и лизинговой компанией, "Питеравто" поступило ещё концептуальнее: Леонид Бондаренко, которого называют конечным бенефициаром компании, стал владельцем доли основного юрлица холдинга "Волгабас". Этот производитель полностью обеспечит перевозчика необходимым подвижным составом.
"Ключевым было принятие решения о переходе на подвижной состав, работающий на сжиженном природном газе. Решение о покупке первой партии — 250 автобусов, а также начале инвестиций в инфраструктуру для обеспечения бесперебойной работы этой техники было сопряжено с рисками. Мы полагали, что вне зависимости от того, какой курс примет город, экономически это могло обеспечить нам конкурентные преимущества", — прокомментировал "ТОП-100" гендиректор АО "Третий парк" Кирилл Дьяковский.
Электрический вопрос
Значимые события за год произошли и у государственных перевозчиков. В одном случае можно говорить о слаженной работе управленческого звена, в другом — об удачном стечении обстоятельств. ГУП "Горэлектротранс" сумело не только красиво презентовать свою большую программу развития на 123 млрд рублей губернатору Петербурга, но и получить на неё необходимое финансирование. На первом этапе закупят 569 трамваев и троллейбусов (2021–2023 годы), на втором — 647 (2024–2028 годы). Почти всю технику при этом планируется закупить без помощи лизинговых компаний, что позволит существенно сэкономить.
Новый подвижной состав спустится и под землю — по поручению Владимира Путина федерация выделит почти 97 млрд рублей на покупку 950 вагонов для ГУП "Петербургский метрополитен". Деньги возьмут из ФНБ. Однако заслуга в этом менеджеров не транспортного предприятия, а предполагаемого поставщика этих вагонов — АО "Трансмашхолдинг".