Завод "Пелла", видимо, ожидает разделение и продажа части бизнеса. Его площадка в Колпинском районе может отойти группе "Норебо".
ОАО "Ленинградский судостроительный завод “Пелла”" опубликовало на днях информацию о грядущей реорганизации. Она состоит из одного предложения: "В соответствии с решением наблюдательного совета и Федеральным законом от 26.12.1995 №208–ФЗ “Об акционерных обществах” начата подготовка к процедуре реорганизации ОАО".
В результате у "Пеллы", скорее всего, останется "историческая" площадка в Отрадном Ленинградской области площадью 13 га, где верфь строит суда длиной до 50 м с осадкой до 4 м.
А новая площадка в Колпинском районе может быть продана мурманской группе "Норебо", рассказал "ДП" источник, близкий к сделке. На этой верфи возможно строительство кораблей длиной до 90 м, шириной до 26 м и осадкой до 6 м, в том числе для Арктики и Северного морского пути. По словам собеседника "ДП", сложность в том, что эта площадка заложена в Сбербанке.
Ранее озвучивался объём инвестиций в неё в размере 2 млрд рублей, но какая из них часть кредитная, не уточнялось. Как говорится в документах "Пеллы", в январе 2020 года она передала "Сберу" в залог недвижимость и другие активы, оценённые в 5,8 млрд рублей.
"Такая инициатива обсуждается", — сказали "ДП" в пресс–службе "Норебо", но не стали раскрывать подробностей. В "Пелле" и Сбербанке отказались от комментариев.
На площадке в Отрадном "Пелла" продолжит строительство буксиров, предполагает источник "ДП". "Норебо", по его мнению, может заняться в Петербурге строительством пассажирских судов и рыболовных траулеров, последних — для собственного флота. "И, вероятнее всего, у “Пеллы” останется задача завершить строительство серии малых ракетных кораблей “Каракурт” для Минобороны", — резюмирует он.
Остаётся открытым вопрос о судьбе ещё одного актива верфи — её германской площадки "Зитас" (Pella Sietas Gmbh). В 2019 году она получила контракт на постройку одного ледокола класса Icebreaker7, однако на текущий момент, по данным СМИ, проходит процедуру банкротства.
Финансовое положение "Пеллы" "накренилось" в 2020–2021 годах. Одной из причин стала задолженность Минобороны перед верфью, а также изменение проектной документации, из–за чего контракт на постройку опытового судна для ВМФ вырос на 1,8 млрд рублей.
Весной этого года на верфи произошла трагедия: в процессе достройки перевернулся рыболовный траулер "Скорпион", строившийся по заказу мурманской группы компаний "ФЭСТ". После этого заказчик заявил, что не будет принимать судно. 19 ноября ФЭСТ вошла в состав группы "Норебо". "Пелла" столкнулась и с банкротными исками от машиностроительного завода "Арсенал". Чтобы избежать несостоятельности, по первому из них верфь выплатила 223,4 млн рублей. Сейчас МЗ "Арсенал" предпринимает уже третью попытку обанкротить верфь, в рамках этого иска её долг истец оценивает в 241,6 млн. Рассмотрение этого дела продолжится 13 января, но, судя по всему, в этом суде верфь также намерена разойтись с "Арсеналом" миром.
В августе 2021 года "Пелла" продала одну из "дочек" — ООО "Пелла–Стапель" — своему топ–менеджеру Вадиму Подосочному. Холдинг испытывает проблемы и с выплатой зарплат. Как сообщила на днях Госинспекция труда по Ленинградской области, дочерняя компания верфи — ООО "Интро–Пелла" — получила от неё предписание. Предприятие задолжало более 140 млн рублей заработной платы своим 826 сотрудникам.
Прошлый, 2020 год верфь завершила с 19%–ным снижением выручки и убытком 1,1 млрд рублей (ранее предприятие генерировало пусть небольшую, но прибыль). По данным, опубликованным на Федресурсе, на конец сентября стоимость чистых активов ОАО "Пелла" имеет отрицательную величину — минус 380,2 млн рублей. Предприятие контролирует его гендиректор Герберт Цатуров (№ 72 в Рейтинге миллиардеров "ДП" — 2021, ему принадлежит 79,24% обыкновенных акций).