Несмотря на все тяготы пандемии, спрос на организацию новогодних вечеринок у event–агентств Петербурга имеется. Правда, большинство компаний либо отложили принятие решения о корпоративе на последний момент, либо сразу запланировали его в онлайн–формате.
После Нового года — 2020, прошедшего без корпоративов, петербургский бизнес намерен взять реванш в этом году. По словам менеджера по организации мероприятий Event Club Екатерины Суслиной, многие крупные рестораны на самые горячие даты — 17 и 24 декабря — были забронированы ещё в августе–сентябре.
Основатель событийного агентства Private Case Павел Воронцов отмечает, что в начале декабря многие клиенты звонят "просто узнать", а решение "брать или не брать" принимают потом — боятся, как бы не навесили новых ограничений. Стоимость услуг подрядчиков относительно 2019 года выросла примерно на 25%. Технические организаторы, которые покупали оборудование за валюту, хотят быстрее погасить кредиты. При этом заказчики стали менее охотно отдавать деньги. Соответственно, искать баланс между желаниями и возможностями стало сложнее.
Повысилась и стоимость выступлений артистов. Если в 2018–2019 годах средний чек гонорара селебрити за выступление на корпоративе составлял 1–1,5 млн рублей, то сейчас это удовольствие обойдётся в среднем в 2,5 млн рублей. При этом общая стоимость организации выступления может превышать гонорар в разы. Некоторые компании на звёздах в этом году решили сэкономить.
Хлеба и зрелищ
Для заведений общественного питания сезон новогодних корпоративов всегда был золотым временем. Рассчитывают они на хороший заработок и в этом году, если не введут дополнительные ограничения. Директор объединения "Рестоград" Александр Ружинский отмечает, что рынок фактически разделился на две фракции: "Добропорядочные предприниматели планируют проводить корпоративы в рамках действующих ограничений — то есть с отсутствием концертной программы и ограничением по времени. Другие не считают необходимым находиться внутри правовых рамок, и это большая проблема для рынка. Те рестораторы, которые следуют введённым ограничениям, в каком–то смысле ущемлены, потому что недобросовестные предприниматели получают с рынка двойную премию".
Член Гильдии шеф–поваров Роман Савельев говорит, что все компании хотят провести корпоратив в декабре, но многие записи отменились в октябре из–за введённых ограничений. Сейчас места снова бронируют, но не так охотно, как летом. Многие новогодние корпоративы будут проводиться несколько дней, по 15–20 человек за один раз. Средний бюджет на человека в этом году — 4,5 тыс. рублей. С 2019 года стоимость корпоративов значительно выросла, так как многие продукты подорожали на 30–40%. Кроме того, поднялась заработная плата работников общепита.
Несмотря на все ранние бронирования, места в ресторанах города из–за не совсем стабильной обстановки ещё есть. Но самые топовые даты уже заняты. Совладелец ресторанов "Карл и Фридрих", "Русская рыбалка" и "Альпенхаус" Михаил Фейгельман уточняет, что в целом в городе спрос упал за счёт того, что у некоторых больших компаний есть запрет на проведение корпоративных праздников, а кто–то перешёл в онлайн. Чтобы компенсировать этот эффект, предпринимателям приходится действовать изобретательно.
"Мы падения спроса не заметили, так как увеличили количество дат на сборные вечеринки, когда в ресторане размещаются несколько разных компаний, а программу делает команда ресторана. Это очень удобно, так как существенно сокращает расходы на проведение праздника", — поясняет Михаил Фейгельман. По его словам, самый популярный запрос на корпоратив — приблизительно на 30 человек, по 5 тыс. рублей на каждого. Соответственно, средний бюджет — 150 тыс. рублей.
Главное — не смешивать
Год назад из–за жёстких ограничений многие представители бизнеса были вынуждены впервые испробовать онлайн–формат корпоратива. Тогда 80% мероприятий по всей стране проходили в интернете, а 20% — в гибридном формате (часть активностей происходила офлайн — доставка еды, выступление директора, музыкальный коллектив в студии и т. д.).
Среди руководителей компаний, с которыми пообщался "ДП", отношение к этому сложилось самое разное. Генеральный директор MICE–агентства "Аэроклуб Тур" Андрей Зинковецкий на основании анализа предпочтений заказчиков делает вывод, что большинство соскучились по классическому формату. В этом году половина компаний выбрала клубы или концертные площадки, а 50% отдали предпочтение собственному офису, чтобы нивелировать возможные риски.
У Ксении Суслиной из Event Club другие данные. По её словам, многие по достоинству оценили онлайн–формат в прошлом году и теперь решили повторить этот опыт. В первую очередь это удобно для крупных компаний, офисы которых расположены по всему миру, а собраться всем коллективом шансы малы. У Event Club в этом году ряд проектов как раз ориентирован на таких заказчиков.
В "KONE Россия" рассказали, что хотят объединить на онлайн–корпоративе более 700 сотрудников. Генеральный директор Кеннет Линдгрен отметил, что мероприятие пройдёт в режиме реального времени, будет включать записанные видео и различные активности.
Дистант пришёлся по душе и компании "Свеза". Традиционно в конце года они проводят бизнес–конференцию, где подводят итоги и обсуждают планы на будущее. Сама же новогодняя вечеринка состоится в конце декабря в онлайне.
BIOCAD проведёт празднование Нового года в смешанном формате: активности в офисах с угощениями, играми и фотозонами и параллельная онлайн–трансляция. У компании несколько площадок в Москве и в Петербурге, а также большое количество региональных представителей. "Мы не станем ограничиваться одним мероприятием. Подготовили отдельный лендинг с адвент–календарём на весь декабрь, в котором собраны интерактивные задания для наших сотрудников, за прохождение которых они могут получить приятные бонусы и подарки", — пояснила руководитель отдела организации мероприятий Александра Соловьёва.
Есть среди петербургских компаний и те, кто вовсе отказался от праздника. Например, такое решение приняли в ООО "Транснефть — Балтика". В пресс–службе компании отмечают, что в сложившейся эпидемиологической ситуации мероприятия, подвергающие дополнительному риску сотрудников, представляются неуместными и могут свести на нет строгие меры по противодействию коронавирусной инфекции, действующие на всех объектах.
Сторонники офлайна верят в лучшее. В ГК DZ Systems планируют устроить корпоративный рок–концерт: в компании многие играют на хорошем, профессиональном уровне.
В интернет–магазине "220 вольт" отметили, что традиционно выбирают активные праздники, отказываясь от банального застолья. "Сделать 20 двухметровых снеговиков из пластиковых стаканчиков или аэроёлку — это про нас. Традиционно на корпоративе все будут в празднично–маскарадных костюмах", — поделились с "ДП" в пресс–службе магазина.
Остаётся только надеяться, что Гринч не похитит у всех праздник в последний момент.
“
Наивно полагать, что запрет крупных массовых мероприятий и снижение допустимого числа зрителей до разрешённых 75%, 50% и 30% в комплексе с ношением масок, введением QR–кодов, проверкой температуры драматически не скажется на секторе корпоративных праздников. Общий фон "жить опасно", транслируемый отовсюду, ведёт к тому, что понятие "опасность" быстро вступает в союз с понятиями "финансовая нестабильность", "мера ответственности" (руководства за подчинённых, сотрудников друг за друга). Если помножить эти факторы на традиционную лень и обычное нежелание существенной части корпоративного сегмента участвовать (опять!) в затеях начальства, то чаша весов начинается клониться в пользу "не проводить". Другими словами, идеологема "сидите дома, не собирайтесь группами, воздержитесь от туристических поездок, походов в музеи, театры и кино" в полной мере сказывается на финальной статистике. Снижение числа массовых мероприятий будет наблюдаться и в дальнейшем. И тем в большей мере, чем дольше продлится курс на акцентирование связки "массовое мероприятие — опасность". Последствия будут очень тяжёлыми. Особенно на фоне добровольного отказа от посещения культурных мероприятий и образовательных институций при содействии столь притягательного самоуспокоения: посидим дома, оставим детишек на дистанте. Всего 2 недели, ну или 2 месяца, пусть и 2 года, не беда. А это — беда.
Александр Корчагин
генеральный директор Stagepro
“
В этом году в декабре спрос от заказчиков, у которых мы выступаем на корпоративах, высокий, сравнимый с 2015–2016 годами. Как ни странно, допандемийный 2019–й был менее богатым на выступления. Самые активные с точки зрения количества выступлений — 20–е числа месяца. Чаще всего нас приглашают выступать организации из сферы IT, а также логистические компании. В пандемию нам не приходилось проводить сольные концерты в онлайн–формате, в отличие от некоторых коллег. Для нас это неинтересно: не студийная и не концертная работа. Да и коммерческой заинтересованности в этом нет.
Вадим (Билли) Новик
музыкант, основатель группы Billy’S Band
“
Для нас новогодний корпоратив — это не столько развлекательное событие, сколько деловое. Мы онлайн–школа, наши сотрудники и партнёры–франчайзи живут в разных городах: от Калининграда до Владивостока. Поэтому для нас привычен дистанционный формат общения. 31 декабря с утра до вечера общаемся с коллегами, каждый рассказывает о достигнутых результатах и планах на грядущий год. Также отмечаем самых сильных партнёров, которые показали лучшие результаты в течение года. Конец декабря — начало января для нас время очень насыщенное: готовим каникулярные программы.
Елена Иванова
основатель и руководитель онлайн–платформы "Полиглотики"
Иллюзия веселья
Дарья Дмитриева
Руководители многих предприятий, особенно небольших, сейчас ломают голову. Праздновать Новый год на широкую ногу, с шампанским, танцующими на столе сотрудниками и прочими удовольствиями? Или слегка доплатить подчинённым за труд в течение года, обойдясь без массовых гуляний? Ещё несколько лет назад корпоратив иногда неофициально называли "тринадцатой зарплатой" и воспринимали как лучшее поощрение, бонус за успехи и старания. Думается, в этом году (как и в 2020–м, который большинство топ–менеджеров вспоминают с ужасом) более целесообразно было бы мотивировать сотрудников "классическим инструментом". Как известно, ничто так не повышает лояльность работника к организации, как деньги. Каким бы сплочённым и замечательным ни был трудовой коллектив. Если бы сотрудникам крупной корпорации предложили выбор — доплата в конце года или корпоратив, мнения явно разделились бы.
С другой стороны, сложно оспорить значение корпоратива как формы тимбилдинга. Вероятно, это понимание попортило немало нервов директорам компаний, когда они в начале пандемии осознали, что без всякого объявления войны вынуждены будут отправить сотрудников по домам и ограничить им живую коммуникацию друг с другом. Рассогласованность внутри системы и риск не привести к консенсусу её звенья — пожалуй, это пугало больше всего. Ибо классик давно объяснил нам, что происходит, когда в товарищах согласья нет… В деловой жизни слова известной басни можно было бы дополнить рассуждениями об эффективности неденежной мотивации сотрудников к труду.
Чуть меньше 2 лет назад руководители предприятий были вынуждены отказаться от тимбилдинговых ивентов. Сейчас, после снятия некоторых ограничений, вопрос экономии средств и отмены неделовых собраний так и остался открытым. Каждый решает эту задачу по–своему. Предпринимателю (опять же проще рассмотреть на примере небольшой организации) приходится выбирать, чего он боится меньше: прервать традицию, которая годами помогала ему сплачивать коллектив, или потратить впустую деньги. Одним словом, возникает выбор между двумя крайностями, обе из которых опасны.
Каких–то 10 лет назад обыватели массово ругали виртуальное пространство за его иллюзорность. Люди получили возможность представляться теми, кем не являются, и это стало прекрасным способом потешить иллюзии. Теперь иллюзорность начинает заполнять собой досуговую часть жизни многих из нас (причём вне зависимости от нашего выбора). Иллюзия реального контакта, иллюзия праздника, иллюзия единства внутри компании… Смогут ли виртуальные вечеринки с виртуальным шампанским подарить что–то, кроме иллюзии веселья?