В последние два года телемедицина плотно вошла в жизнь большинства россиян.
Однако по мере развития цифрового здравоохранения всё более остро встают такие вопросы как оснащение клиник и пациентов соответствующим оборудованием, а также защита персональных данных и кибербезопасность. Как и когда будут решаться эти проблемы, обсудили участники круглого стола "Делового Петербурга" "Цифровизация в медицине".
Неравномерное развитие
Цифровые технологии — один из приоритетов развития во всех сферах российского здравоохранения. Однако, по словам Александра Гусева, эксперта по искусственному интеллекту Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения Минздрава России, ситуация в государственном и коммерческом здравоохранении существенно отличается. "В государственном здравоохранении с 2011 года запущено несколько федеральных проектов, на реализацию которых было выделено существенное финансирование. Благодаря этому около 85% государственных медицинских организаций внедрили у себя информационные системы и участвуют в электронном медицинском документообороте", — сказал Александр Гусев.
Однако, как отметил эксперт, на сегодняшний день эта структура неоднородна. В ней есть как регионы-лидеры, к которым можно отнести такие города как Петербург и Москва, а также ряд субъектов Центральной России, но есть и аутсайдеры, где всё пока находится в начальной стадии.
Расслоение по уровню информатизации наблюдается и в коммерческой медицине. "Крупные медицинские сети к информационным технологиям уже давно относятся как к необходимому инструменту, с помощью которого можно не только вести электронную карту пациента, но и полноценно управлять клиникой — в том числе, анализировать операционные показатели", — поясняет Александр Гусев.
В тоже время, по словам эксперта, в некоторых коммерческих медицинских организациях (например, в небольших стоматологических кабинетах) вообще не используются такие вещи как электронная медкарта или запись через интернет. Однако Александр Гусев убеждён, что искать в этом отрицательную коннотацию не стоит: "Информационные технологии — это инструмент, а не самоцель. Если клинике достаточно уже сложившихся инструментов, то ничего навязывать не надо. IT появляются тогда, когда в них есть потребность. Кроме того, для небольших медицинских организаций — это не слишком доступная и дешевая история".
Тем не менее, по словам учредителя и генерального директора ООО "КЕЛЕАНЗ Медикал" Елены Кириленко, в области цифрового здравоохранения уже сделано очень много. Но эксперт считает, что есть некий пробел в отношении цифровизации мониторинга состояния материально технического оснащения медицинских учреждений, дистанционном мониторинге оборудования. "Здесь я вижу огромный простор для деятельности, — сказала Елена Кириленко. — Однако для того, чтобы был хороший результат необходимы стандарты. Они должны быть разработаны Минздравом, но обязательно с привлечением представителей компаний-разработчиков цифровых продуктов и медицинских учреждений".
Исполнительный директор АО НПП "Системные технологии" Максим Рюхин отметил, что для полноценного развития цифрового здравоохранения необходимо также обеспечить пациентов специальными устройствами, которые позволят мониторить и контролировать состояние их здоровья. Кроме того, эксперт обратил внимание участников круглого стола на несовершенство инфраструктуры, которая позволила бы донести телемедицину до самых отдалённых регионов страны. "Даже в Ленинградской области не везде есть покрытие сотовой связью и интернетом, которые необходимы в том числе и для телемедицины", — отметил Максим Рюхин.
Полезная трансформация
По словам генерального директора "Ренессанс клиника" Алексея Образцова, пандемия кардинально повлияла на клиентское поведение в сфере здравоохранения. Пациенты значительно чаще стали пользоваться телемедицинскими услугами и вряд ли уже захотят от них отказаться. "Помимо клиники, у нас есть платформа, на которой мы проводим телемедицинские консультации. Только за последний год количество обращений на этой платформе выросло более, чем в 8 раз, и сейчас на ней проходит порядка 10 тыс. консультаций в месяц", — рассказал Алексей Образцов.
Несмотря на то, что законодательно и постановка диагнозов, и выдача рецептов с помощью телемедицинских технологий запрещена, больные всё равно оказались в выигрыше, говорит эксперт. "Врачи не могут дистанционно поставить диагноз и выписать рецепт, но с помощью телемедицины они дают пациентам очень важную вещь: подсказывают как лечить. То есть, благодаря IT-технологиям больной, не посещая медицинского учреждения, получает подробный сценарий дальнейшего лечения: какие анализы нужно сдать и к какому врачу прежде всего обратиться. Таким образом, в очень значительной степени экономится время пациента", — резюмирует Алексей Образцов.
Главный врач и генеральный директор медицинского центра "Генезис" Анастасия Семененко подтвердила значимость телемедицинских консультаций — особенно для жителей удалённых регионов. "С моей точки зрения, возможность постановки предварительного анамнеза и возможность удалённо назначать какие-то дообследования обязательно должна существовать, — сказала Анастасия Семененко. — Ведь правильно собранный анамнез — это 80% дела. Благодаря этому в большинстве случаев врач может поставить предварительный диагноз и определить срочность очного обращения к врачу. Кроме того, приехавший издалека пациент идёт на приём с полным пакетом всех необходимых дообследований, и не оказывается в ситуации, когда ему после посещения специалиста нужно сделать ещё 100 анализов и УЗИ".
Максим Рюхин отметил, что компания "Системные технологии" работает в транспортной сфере. С помощью её оборудования АСПО проводятся тысячи ежедневных предрейсовых медицинских осмотров. Этот рынок также находится в процессе перехода в цифровой формат, и роль АСПО — объективный контроль за состоянием здоровья водителей. Система позволяет обеспечить баланс между желанием сотрудника заработать деньги и сохранить здоровье, а также помогает работодателю контролировать риски в области безопасности и сохранять профессиональное долголетие своих работников.
"Как только мы глубоко перейдем в цифровую плоскость, сразу возникнет вопрос о том, насколько качественно защищен канал, связывающий пациента и врача. Ведь подключившееся к нему третье лицо может использовать его в недобросовестных целях", — предупредил Максим Рюхин.
Подводя итоги круглого стола, эксперты сошлись во мнении, что проскальзывающее во время публичных обсуждений беспокойство относительно того, что цифровизация вытеснит очную медицину, не имеет под собой серьёзных оснований. "Никто не говорит о закате медицины, — пояснил Александр Гусев. — Просто в здравоохранении произойдёт трансформация, в результате которой врача мы избавим от примитивной обработки базы данных и он получит возможность больше времени уделить личному общению с пациентом, а IT будет обрабатывать данные".