В 2021-м отметили 30-летие мобильной связи в России — скромно, без громких отчётных и праздничных мероприятий. Услугами связи — даже самыми современными — уже никого не удивить, да и сами операторы давно вышли за рамки телекома; теперь они позиционируются как "технологические компании".
Рост экосистем
На массовом рынке один из ключевых трендов — развитие экосистем с единой подпиской. В этом году, вслед за "Яндексом", "Сбером", Mail.ru, МТС, Google (YouTube), "Тинькофф" и Apple, свою экосистему представил "МегаФон". Компания первой в РФ строит открытую экосистему; все остальные сделали выбор в пользу закрытых или гибридных вариантов.
Согласно опросам, важнейшими элементами экосистемы для физлиц являются онлайн-кинотеатр, музыкальный стриминг и финансовые сервисы — в части скидок, кешбэков и прочих бонусов.
Онлайн-кинотеатры в России переживают инвестиционный бум — притом что ни один из игроков рынка пока не стал прибыльным. В этом году лидер сектора — ivi — в ходе очередного инвестраунда привлёк $ 250 млн (при общей оценке, близкой к $ 1 млрд). Также в 2021–м МТС, лидер российского рынка сотовой связи, в очередной раз перезапустили свой онлайн-кинотеатр Kion (ранее — МТВ ТВ, а до него — Stream). Отраслевые специалисты оценили перезапуск в 2 млрд рублей, однако очевидно, что бюджет этого проекта значительно больше.
Читайте также:
Рейтинги ДП
ТОП-100 — 2021
По сообщениям СМИ, к рынку онлайн-кинотеатров присматривается маркетплейс Ozon, который также входит в группу МТС. Якобы Ozon проводил консультации о запуске своего видеостриминга по модели white label с ivi, Megogo и Viasat.
Свой экосистемный проект для массового рынка вынашивает группа Газпромбанка (ГПБ), у которой есть свои стриминги (Premier, Rutube), виртуальный сотовый оператор ("ГПБ Мобайл"), медиа ("Газпром Медиахолдинг"), финансовые сервисы (ГПБ Инвестиции, банк) и др. Была идея строить экосистему ГПБ с фокусом на водителей — клиентов АЗС "Газпромнефть", пользующихся связью "ГПБ Мобайл". Но, похоже, теперь рассматривается вариант экосистемы с упором на стриминги.
Между тем на российском рынке онлайн-кинотеатров уже больше 20 игроков, которые, по сути, предлагают зрителю один и тот же контент — каталоги голливудских кинокомпаний-мейджеров.
В этой связи ведущие стриминги стараются отстроиться от конкурентов с помощью "ориджиналс" — фильмов и сериалов, снятых самой платформой (или продакшн-студией по её заказу) и доступных для эксклюзивного просмотра зрителям данного онлайн-кинотеатра. Снято уже под сотню "ориджиналс", но пока это капля в море: каталоги ведущих стримингов — ivi, Megogo, Okko — насчитывают 70–80 тыс. единиц контента.
Перегрев рынка
Однако даже сотни "ориджиналс" хватило, чтобы перегреть отечественный рынок производства фильмов и телепрограмм. Массовым явлением стали сделки first-look deal ("право первого выбора"), когда стриминг-платформа платит за приоритет отбора проектов, реализуемых студией. Стоимость продакшна лезет вверх, и ситуация уже напоминает 1990-е, когда отечественные телеканалы отчаянно сражались между собой за право показа топовых латиноамериканских сериалов. Только теперь стриминги и каналы воюют за российский продакшн и наших же артистов.
Любопытно, что за океаном ситуация развивается в похожем ключе. На фоне падения в 2020 году мирового кинопроката на 70–80 %, стриминги увеличили выручку почти на 30 %. Такой куш не оставил равнодушными даже техперсонал, участвующий в производстве контента для онлайн-кинотеатров. Профсоюз работников театральной сцены США — впервые за 128-летнюю историю своего существования — пригрозил забастовкой, если "закулисным" сотрудникам не повысят зарплаты и не улучшат условия труда.
Продолжающиеся ограничения на публичные мероприятия разогревают рынок и другого стриминга — музыкального. Основные участники там всё те же, экосистемные: "Яндекс.Музыка", YouTube Music, Apple Music, Boom (Mail.ru), "МТС.Музыка", "СберЗвук" (группа "Сбер"). По объёму этот рынок, разумеется, в 2,7 раза меньше видеостриминга (14–15 млрд против 37–38 млрд рублей). Однако это не означает, что на нём нет места новым игрокам. Так, например, сервис Spotify всего за год сумел отвоевать заметную долю российского рынка РФ.