Эксперты отмечают, что востребованнее всего за рубежом продукты питания из Северной столицы и сырьё.
По подсчётам DataInsight и eBay, индекс экспортной активности малого и среднего бизнеса в Петербурге в 2021 году составил 141, в Москве — 127. Индекс рассчитывается как отношение доли онлайн–экспортёров в компаниях региона к аналогичной доле во всех российских компаниях. При этом количество продавцов–экспортёров на eBay в Москве и Московской области составляет порядка 10,2 тыс. человек, а в Петербурге и Ленинградской области — 4,2 тыс.
Алексей Фёдоров, управляющий партнёр ГК "220 Вольт", отмечает, что петербургские предприниматели обгоняют московских коллег в этой сфере уже примерно 4 года. "Петербург всегда был окном в Европу, поэтому активность здесь действительно гораздо выше. Кроме того, из–за близости Европы в допандемийные времена практически каждый петербуржец выезжал за границу около 3 раз в год. Именно поэтому деловые связи легче налаживались", — считает эксперт.
Также имеет значение, что Петербург является ещё и IT–столицей страны: "Количество программистов на душу населения в Петербурге намного выше, чем в Москве. Компании легче находят общий язык с зарубежными маркетплейсами и иностранными технологическими платформами. А также создают коннекторы, которые помогают технологично и своевременно выгружать товары на зарубежные торговые площадки. Экспорт из Петербурга — это давно уже не просто контейнерные перевозки, а в первую очередь европейские маркетплейсы и специализированные площадки".
Среди петербургских товаров, которые отправляются на экспорт, самыми востребованными являются продукты питания и сырьё.
"Это очень интересное для меня наблюдение, но для европейцев продукция из России ассоциируется с экологичными товарами. Для многих это будет открытием, но европейцы очень ценят русский шоколад", — говорит Фёдоров. Действительно, по данным ITC Trademap и UN Comtrade, по итогам 10 месяцев 2021 года Россия вошла в топ мировых экспортёров шоколада, обогнав Швейцарию.
Павел Сигал, первый вице–президент "Опоры России", отмечает, что рост экспортной активности в онлайне обусловлен несколькими факторами: "Во–первых, это, конечно, пандемия и соответствующие ограничения, из–за которых многие процессы, связанные с торговлей, ушли в онлайн. Во–вторых, это постепенное развитие различных интернет–площадок, которыми всё больше пользуются в том числе представители среднего и малого бизнеса".