Финансовая схема, по которой ВТБ может оплачивать строительство метро, если не будет хватать бюджета, возможно, оказалась несостоятельной.
Как рассказал источник "ДП", сейчас с этим столкнулись в процессе поиска денег на выплату долгов по зарплате работникам банкротящегося "Метростроя". В Смольном якобы рассчитывали, что деньги от банка пойдут через нового подрядчика, АО "Метрострой Северной столицы" (МССС), акционером которого является ВТБ. Но так едва ли получится.
"Есть высокая вероятность, что это будет расценено как сделка с заинтересованностью, тогда может потребоваться спецрегулирование от ЦБ в части кредитов связанным лицам плюс большой круг согласований внутри самого банка", — комментирует источник. К тому же у МССС нет активов, которые могли бы выступить в качестве залога для банка.
Одним из обсуждавшихся вариантов был также заём от городского АО "Аэропорт Пулково" (партнёр оператора аэропорта ООО "ВВСС" по ГЧП). Как напоминает источник, у этого АО уже есть опыт выделения финансирования сторонним проектам. Так, к саммиту G20 в Стрельне в 2013 году компания строила трассу от VIP-терминала Пулково до Константиновского дворца стоимостью порядка 1,75 млрд рублей.
Впрочем, в "Метрострое Северной столицы" говорят, что вариант сотрудничества с аэропортом Пулково не был даже в десятке обсуждавшихся.
"Рабочий план, который сейчас реализовывается, это аванс от города", — уточнили в МССС. Формально эта компания никакого отношения к долгам "Метростроя" не имеет, но именно за счёт средств от МССС планируется погасить все задолженности до Нового года.
Ранее глава комитета по развитию транспортной инфраструктуры Андрей Левакин заявлял, что основной источник средств для этого — заключение долгосрочных договоров аренды на то оборудование "Метростроя", которое использует МССС.
"До конца декабря текущего года МССС планирует получить средства аванса в рамках заключённого в октябре 2021 года государственного контракта на проектирование, реконструкцию и строительство метрополитена Петербурга. Часть этих средств будет направлена на предоплату в рамках договора аренды между МССС и ОАО “Метрострой”", — поясняли тогда чиновники.
Как писал "ДП", речь идёт об авансе в размере 4,4 млрд рублей на завершение работ на Лахтинско–Правобережной линии (ЛПЛ, оранжевая ветка) от "Спасской" до "Горного института" со станцией "Театральная" и на Красносельско–Калининской линии (ККЛ, коричневая ветка) от "Путиловской" до "Юго–Западной". Несколько источников издания подтвердили выпуск соответствующего постановления правительства Петербурга на днях, однако есть сомнения, что фактически эти деньги дойдут до адресата до конца года.
На этот случай у города есть два запасных сценария: реализация не обременённого залогом недвижимого имущества "Метростроя" в срок до середины июня 2022 года и истребование в судебном порядке конкурсным управляющим задолженности по работам, которые не были приняты у "Метростроя" Дирекцией транспортного строительства. Хотя эти сценарии озвучивались официально, в их реалистичности есть сомнения. Вероятно, история с займом у АО "Аэропорт Пулково" — ещё один сценарий.
Напомним, в общей сложности "Метрострой" остался должен 3 тыс. своих сотрудников 429 млн рублей. Однако погашение этой задолженности — небольшая трудность сравнительно с остальными. Как считается, договариваясь с ВТБ о сотрудничестве в метростроении, в Смольном надеялись, что банк финансово подстрахует МССС, если у города не будет хватать средств. Если же окажется, что это невозможно, комбинация со сменой подрядчика немного теряет смысл.