В этом году в Петербурге началось строительство третьей магистрали общегородского значения. В дополнение к кольцевой автодороге (КАД) и Западному скоростному диаметру (ЗСД) транспортную инфраструктуру Северной столицы усилит Широтная магистраль скоростного движения.
ШМСД — или, как её ещё называют, Восточный диаметр — протянется на 27,4 км от ЗСД через КАД до Мурманского шоссе. Трасса свяжет Кировский, Фрунзенский, Московский, Красногвардейский, Невский районы Петербурга и Всеволожский район Ленинградской области, тем самым улучшив транспортную доступность южной части города.
Проезд по ней позволит автомобилистам экономить десятки минут, а нагрузка на улично-дорожную сеть города снизится. Кроме того, будут разгружены Володарский мост и мост Александра Невского, поскольку строительство ШМСД предполагает возведение новой круглосуточной переправы через Неву.
В деталях
Прокладка новой скоростной трассы, о которой говорили последние несколько лет, началась в конце марта. Севернее пересечения ЗСД с Благодатной улицей забили первую сваю в основание будущей Витебской развязки, которая станет первым из шести этапов строительства ШМСД.
Возводимый объект соединит ЗСД с Витебским проспектом. Таким образом Московский район получит устойчивую связь с Фрунзенским.
На всём протяжении дороги (2,6 км) обустроят по три полосы в обоих направлениях. С трассы будут вести два съезда, один из них появится на пересечении с Новоизмайловским проспектом. Другой построят между Лиговским проспектом и Заставской улицей, он подключит к Восточному диаметру Витебский проспект.
В этом же месте построят путепровод через железнодорожные пути и надземный пешеходный переход, а также реконструируют Воздухоплавательную улицу.
Над Московским проспектом Витебская развязка пройдёт в двухъярусном исполнении. Данный вариант получил одобрение Главгосэкспертизы в середине октября после долгих дебатов.
Один ярус возведут на уровне железнодорожного моста, проходящего над Московским проспектом, второй будет построен выше.
Такое решение позволит не нарушить панораму со стороны Рощинской улицы.
Кроме того, данный вариант за счёт сужения проезжей части даст возможность избежать сноса пяти зданий, включая цех завода "Электросила".
План работ
Подготовку территории к строительству Витебской развязки осуществляет ООО "Навигатор-СБС". Предприятие имеет двадцатилетний опыт строительных работ на территориях с уже сложившейся инфраструктурой, в том числе с расположенными на них объектами культурного наследия.
Как сообщили "ДП" в компании, в рамках подготовительных работ предстоит демонтировать порядка 1,3 тыс. зданий, гаражей и других строений. Помимо этого, будет проведено переустройство около 350 инженерных сетей: электрических, водопроводных, канализационных, газовых, тепловых, сетей связи, коммуникаций городского электротранспорта и сетей РЖД. При этом инженерная подготовка ведётся одновременно со строительством дороги.
В районе развязки с ЗСД сносу подлежат 800 гаражей и 50 строений. Более 40 коммуникаций ожидает реконструкция.
Строительство развязки с Витебским проспектом требует снести 120 строений и переустроить около 270 сетей.
Ещё более 200 коммуникаций реконструируют в центральной части трассы. Там же будут демонтированы 200 гаражей и 230 строений.
Все виды подготовительных работ возложены на одного подрядчика. Это необходимо в условиях сжатых сроков строительства и в связи с переустройством сетей, размещённых в одних и тех же местах.
Современный подход
"Комплексное (параллельное) выполнение работ по переустройству инженерных сетей различных собственников на одном участке, в свою очередь, позволяет минимизировать затраты города, так как не придётся дважды перекапывать одно и то же место и повторно его благоустраивать, а также уменьшает горожанам количество неудобств от последовательной работы по переустройству сетей", — отмечал в разговоре с "ДП" заместитель гендиректора "Навигатор-СБС" Алексей Максимихин.
Компания активно применяет современные технологии по закрытой и открытой прокладке сетей, в том числе методы горизонтально направленного бурения, прессо-шнекового бурения и микротоннелирования.
На вооружении подрядчика новейшее оборудование, позволяющее осуществлять вибро- или статическое погружение шпунтового ряда крепления стен траншей и котлованов, крепление инвентарными крепями SBH и использовать методы водопонижения.
В середине ноября Смольный представил план финансирования строительства. На подготовку территории планируется потратить 12,5 млрд рублей, из них 6,4 млрд приходится на инфраструктурный кредит. В следующем году предполагается освоить 3,9 млрд рублей, в 2023-м — 2,5 млрд.
Основные работы по проекту будут стоить 26,1 млрд рублей: из федерального бюджета выделят 10 млрд, 12,5 млрд будут привлечены из внебюджетных источников, ещё 3,6 млрд — кредитные средства. Запуск движения по Витебской развязке намечен на конец 2024 года.
Следующими этапами строительства ШМСД станут участки между Витебским и Союзным проспектами, далее — до улицы Коммуны, КАД, автодороги Р-21 "Кола". Завершением проекта станет подключение города Всеволожска.
Ввод в эксплуатацию всего Восточного диаметра планируется осуществить к 2026–2028 годам.