Арбитражный суд Москвы отказал Минобороны РФ во взыскании с ОАО "Ленинградский судостроительный завод "Пелла" неустойки в 223,06 млн рублей за просрочку поставки опытового судна "Ладога". Именно этот госконтракт мог ухудшить финансовое положение предприятия, говорят источники в отрасли.
Госконтракт на постройку судна "Ладога" (проект 11983) для Главного управления глубоководных исследований министерства обороны стороны заключили в 2013 году. Оно предназначено для научно-исследовательских и океанографических работ.
Это первое серийное судно проекта, головное — "Селигер", построенное на Прибалтийском судостроительном заводе "Янтарь" (входит в Объединённую судостроительную корпорацию) — передали заказчику в декабре 2012 года. Первоначальный срок сдачи "Ладоги" был установлен на ноябрь 2016 года, однако фактическая передача заказчику произошла в сентябре 2018-го.
Сложности улучшения
В ходе рассмотрения дела "Пелла" заявила о том, что невозможность поставки судна в срок обусловлена поведением самого истца, а также обстоятельствами непреодолимой силы.
Как выяснилось в ходе рассмотрения дела, на момент заключения контракта с "Пеллой" ответчик решил улучить боевые и эксплуатационные качества судна. Проектанту — ЦМКБ "Алмаз" — поручили переработать технический проект. Таким образом, в заключённом контракте с "Пеллой" он был уже неактуальным. Откорректированная же проектная документация "была полностью переработана и, по сути, являлась новой", говорится в опубликованной мотивировочной части определения суда. Проект в полном объёме верфи передали в феврале 2016 года.
На основе этих и других обстоятельств суд согласился с доводом "Пеллы" о том, что "в процессе исполнения контракта, фактически по инициативе истца, произошло изменение предмета контракта, — в результате чего на ответчика была возложена обязанность по строительству уникального судна, не имеющего прототипа".
В 2016 году верфь заручилась заключением Ленинградской областной торгово-промышленной палаты о том, что она не может своевременно исполнить госконтракт из-за обстоятельств непреодолимой силы.
В свою очередь, Минобороны решило расторгнуть этот контракт. Ведомство также поручило подготовить проект нового госконтракта: на строительство двух опытовых судов проекта 11982 "Ладога" и "Ильмень", со сроком сдачи во втором квартале 2017 года. "Истец, как это очевидно следует из протокола, не имел намерений принимать от ответчика товар по контракту, поручив своему структурному подразделению подготовить новый контракт, по новой цене и с новым сроком поставки", — отмечается в материалах дела.
Однако сделать это ведомству не удалось. Согласовать и зарегистрировать цену на новый госконтракт отказалась Федеральная антимонопольная служба. В дальнейшем заказчик решил продолжить работу по действующему контракту, сдвинув срок сдачи на второй квартал 2018 года. Компенсировать деньги на строительство "Пелле" планировалось по её фактическим затратам. "Ладогу" передали заказчику 30 сентября 2018 года.
Финансовые претензии
По косвенным данным, получить доплату за строительство опытового судна "Пелле" пока не удалось. Весной 2021 года судостроители дошли до губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко. Он, в свою очередь, обратился к председателю правительства РФ с просьбой поручить уполномоченным органам разработать и реализовать план урегулирования задолженности, рассказывали "ДП" в экономическом блоке правительства региона. Других подробностей в местном правительстве не сообщали.
Параллельно с этим в суде разворачивается ещё один процесс, предположительно, связанный как раз со взысканием этих фактических затрат. В декабре 2021 года "Пелла" подала иск в арбитражный суд Москвы о взыскании с Минобороны 2,04 млрд рублей. Он принят к рассмотрению, предварительное заседание по делу назначено на 26 января.
В 2020 году финансовое положение "Пеллы" ухудшилось: она завершила прошлый год с 19%-ным снижением выручки и убытком 1,1 млрд рублей (ранее предприятие генерировало небольшую, но прибыль). В 2021-м верфь столкнулась с проблемой выплаты зарплат рабочим, появилась также информация о том, что одна из площадок "Пеллы" может быть продана группе "Норебо".
На данный момент "Пеллу" контролирует её генеральный директор Герберт Цатуров (N 72 в Рейтинге миллиардеров "ДП" — 2021), ему принадлежит 79,24% обыкновенных акций.