"ДП" представляет свой новый рейтинг, который с этого года станет регулярным.
Смольный объявил укрепление региональной IT-сферы одной из своих стратегических задач — с тем, чтобы наилучшие практики российских и международных компаний были применены в Петербурге.
"Сейчас город сосредоточен на подготовке городских данных, на системе доступа к ним. Придумать сервисы и приложения, с которыми будут работать пользователи, за которые они будут готовы платить, — это уже задача IT-сообщества. Это могут быть медицинские сервисы, сервисы, связанные с городскими парковками или с транспортной системой. Недавно обсуждался проект по интеграции сервисов кикшеринга в одно приложение, чтобы город мог видеть, что происходит с мобильностью жителей, а операторы имели унифицированный интерфейс. Бизнес заявил, что готов взять на себя разработку, если город даст данные ГЛОНАСС с этих самокатов и поможет подключиться к единой системе авторизации пользователей. Таких примеров можно приводить десятки и сотни", — рассказал "ДП" вице-губернатор Станислав Казарин.
"Сделать очень много для индустрии город не может, потому что во многом это прерогатива федерального правительства, — объясняет президент НП “Руссофт” Валентин Макаров. — По этой линии мы плотно работаем с Минкомсвязи. Помимо утверждения льгот государство в прошлом году приняло ряд законов, очень сильно меняющих ситуацию в IT.
Во-первых, это закон о цифровых активах, который вернул в легальное поле технологию блокчейн.
Во-вторых, режим регуляторных песочниц, который очень важен, потому что позволяет ускорить процесс внедрения IT в реальную экономику России".
Свой финальный в 2021 году рейтинг "ДП" посвятил именно этой сфере. В "Итогах" — Рейтинг интернет-разработчиков. В его рамках мы исследовали компании, которые были зарегистрированы в Петербурге в 2020-м (год, когда федеральное правительство признало цифровизацию страны одним из ключевых направлений своей деятельности). Затем эти компании были ранжированы по ключевому для наших рейтингов показателю — выручке (обычно мы используем динамику выручки, но в этот раз, по понятным причинам, динамику взять неоткуда — она появится в рейтинге следующего года, когда для анализа будут доступны финансовые результаты — 2021).
Победитель был определён в непростой схватке — компанию-лидера от второго места отделила сумма меньше 2 млн рублей.
В следующем году мы продолжим пристальное изучение городской сферы ИКТ. К Рейтингу IT-компаний (он запланирован на сентябрь) прибавится первый Рейтинг безопасности данных (его публикация запланирована на июль).
Конкуренция — устаревшее понятие
На вопросы "Итогов" отвечают Мария Михайлова и Егор Патов — соучредители RC Group — победителя Рейтинга разработчиков.
Вы стали победителем финального в 2021-м рейтинга "ДП". Рады победе?
М. М.: Конечно, очень рады! Для нас это большая честь. Также мы вместе с Еленой Мищенко (третий соучредитель RC Group. — Ред.) поздравляем Сергея Кузюкова (технический директор RC Group. — Ред.). Разработка находится под его контролем.
В прошлом году вы зарегистрировали российское ООО. Какое из направлений сейчас является "локомотивом", а от каких отдачу ждёте в перспективе?
М. М.: Когда мы стартовали, было одно основное юрлицо. Дальше мы стали развиваться, появились разные направления. Если говорить про компанию–разработчика ("Цифровая лаборатория"), она была образована в мае 2020 года. Самое первое продуктовое направление, которое мы продвигаем и продолжаем развивать, — работа b2b. Наш основной покупатель — торгово–сервисные предприятия. Мы создали программу лояльности для малого и среднего бизнеса. Это полноценная экосистема. Есть личный кабинет предпринимателя, в котором находятся инструменты коммуникации со своей аудиторией, отслеживание клиентского путешествия, средних чеков, маркетинговой эффективности, активности, возможность рассылки пуш-уведомлений. Эта не локальная программа, а общая — к ней могут присоединиться разные розничные компании. И бонусные баллы, которые в рамках программы накапливает клиент, универсальны для всех видов предприятий, которые входят в программу. То есть я пришла в салон красоты, получаю баллы, но могу их потратить не только в нём, но и в кафе, которое подключено к программе лояльности. Таким образом, малый бизнес обменивается клиентами, повышая в итоге свой средний чек. Сейчас, в пандемию, это очень актуально — нужны клиенты, нужны обороты.
Е. П.: Другой наш продукт для предприятий — кассовое оборудование. Но не обычное, а аппараты, которые одновременно можно использовать как обычную и мобильную кассу, и эквайринг. Туда же входит пожизненная лицензия 1С "Мобильная касса". И наша программа лояльности. То есть сразу 4 в 1, уникальное для рынка решение. Аппарат также может быть сканером QR-кодов, принтером чеков.
Сейчас мы развиваем проект мобильной связи RC.Mobile. Это тоже в перспективе корпоративный продукт, который будет добавляться в наш пакет для предпринимателей. В ноябре мы уже стартовали с массовым распространением наших сим-карт по физическим лицам, в 2022-м планируем значительно увеличить объёмы.
А зачем вообще ваши карты, если есть мобильные операторы?
Е. П.: Наш продукт построен по уникальной для российского рынка технологии подгружаемых профилей оператора. То есть наша сим-карта позволяет в зависимости от алгоритма пользования (будь то в России или за её пределами) подгружать профиль того оператора, с которым есть договорные отношения и чей сигнал базовой станции в текущей локации пользователя лучше. Пример: ваш телефон подключён к одному оператору, и в случае, если сеть теряется, а такое бывает, вышка другого оператора "светит" сильнее — и происходит переподключение к нему. Это что касается территории России.
Также у нас интересные международные тарифы. Приезжая в Египет, например, наш абонент становится домашним абонентом для местного оператора. И не надо менять сим-карту. Этим можно воспользоваться более чем в 200 странах. То есть по сути это роуминг, но по цене сильно ниже, чем аналоги.
При этом количество туристов сейчас заметно снизилось.
М. М.: Спрос есть и сейчас, наша аудитория выезжает за рубеж. Основное потребление, конечно, интернет, а у нас он безлимитный во всех пакетах. При этом наша технология даёт преимущество абонентам и на территории России. И нельзя сказать, что наши тарифы для России — самые дешёвые на рынке. Мы выигрываем на соотношении цены и качества связи. Работаем в партнёрстве с "Глонасс мобайл" и в основном на российскую аудиторию.
Глонасс лишена традиционного операторского бэкграунда, каких-то клише — с ними проще взаимодействовать по части инновационных разработок и реализации сервисов.
Как так случилось, что мы опережаем Европу по уровню и проникновению сотовой связи и тех возможностей, которые это даёт и потребителям, и бизнесу?
Е. П.: У нас расстояния между людьми больше. В Европе количество людей на квадратный километр существенно выше. Поэтому для россиян быть на связи всегда — жизненная необходимость.
Если же говорить шире, вообще про IT-направление, то ключевое здесь — что мы только развиваемся, мы голодные на новое. Плюс на уровне государства для IT-компаний есть поддержка, мы имеем аккредитацию, поэтому пользуемся налоговыми льготами.
Россия — технологичная страна. Наша задача как компании — внести существенный вклад, чтобы это усилить.
Слово "кластер" было в моде в том числе применительно к IT. Он в Петербурге какой?
М. М.: Есть города, которые больше нацелены на движение, на коммуникацию. Вот Москва такая. А есть такие, которые про подумать. Поэтому здесь и процветает разработка. Петербург — город, где хорошо идёт направление IT. Кроме того, в нашем городе сильны вузы, которые выращивают IT-специалистов. И мы тоже с ними дружим. Берём кадры, спонсируем мероприятия (например, хакатоны).
Сколько времени уходит у вас на адаптацию той молодёжи, которая приходит к вам работать?
М. М.: У нас долгий период адаптации. Это касается не только IT-специалистов, но и менеджеров. Потому что наши продукты — непростая история. В наших продуктах и схемах надо разобраться. Когда ищем кадры, то сразу выставляем высокие требования, поэтому к нам приходят люди, которые им соответствуют хотя бы потенциально. Нам нравится уровень молодых IT-специалистов в Петербурге.
При этом сейчас чаще сотрудничают с разработчиками из других регионов — они просто дешевле.
М. М.: Есть разные подходы. Мы знаем тех, кто считает, что можно без потери качества работать на удалёнке. У нас своё мнение на этот счёт — потеря качества в любом случае будет, если речь не о чёткой, может быть, даже разовой задаче. Но если работать в команде, то это другое. Мы стараемся максимально сохранять коммуникацию — и работу в офисе в команде ничто не заменит. Первый вариант программы лояльности мы разработали за 2 месяца — притом что в среднем аналогичные по объёму работ продукты делаются от 8 месяцев до года.
В IT сейчас формируется пул из нескольких близких к государству игроков. На какую нишу могут рассчитывать молодые компании?
Е. П.: У нас получается создавать выгодные партнёрства. Что касается экосистем-гигантов, мы стараемся с ними дружить. Если мы видим чей-то большой успех, стараемся найти, чем можем быть друг другу полезны. Мы — партнёры "Яндекса" по разным направлениям. Понимаем, что нет смысла соревноваться с ними, например, по линии такси. Поэтому наши клиенты получают преимущества по уже готовым продуктам — "Драйву", "Яндекс.Еде" и другим сервисам. Со "СберМаркетом" у нас совместная акция по продвижению их бренда как такового. Поэтому верим, что конкуренция — немного устаревшее понятие. Она отходит в сторону, потому что у каждой компании есть свои сильные стороны, а значит, сила — в коллаборации.
Беседовала Марина Елецкая