В 2021 году новых крупных точек в городе не открывалось, а их общая численность сократилась на 5%.
Индустрия фитнеса по итогам прошлого года потеряла примерно четверть выручки, если не брать в расчёт самый первый локдаун, посчитали в Ассоциации операторов фитнес–индустрии (АОФИ). Премиальный сегмент просел чуть меньше, но тоже фиксирует потери. Кроме того, по оценкам АОФИ, за 2020–2021 годы издержки клубов в целом по стране выросли на 20–25%.
Как рассказала "ДП" директор по операционной деятельности X–Fit в России Ирина Троска, в 2021 году посещаемость сети оказалась на 15% ниже, чем в 2020–м. Понимая, что при посещении фитнес–клубов придётся показывать QR–код, некоторые люди вовсе не стали покупать абонементы. Часть клиентов заморозили контракты, а самые радикально настроенные посетители стали просить вернуть деньги. "Эти факторы привели к тому, что падение коммерческих показателей также составило порядка 15%", — сказала Ирина Троска.
Практически все опрошенные ассоциацией участники рынка считают, что положение дел может улучшить только отмена ограничений (в первую очередь QR–кодов).
"Тяжело всем, и локальным, и федеральным игрокам. Введение QR–кодов в ноябре 2021–го сократило количество клиентов в сезон наибольших продаж, который затем перешёл в новогодние каникулы. Такова общая оценка от участников рынка", — констатирует представитель АОФИ в Петербурге Наталья Борулько. По её словам, новых крупных клубов в Петербурге в прошлом году не открывалось. На конец 2021–го — начало 2022 года было запланировано только открытие семи средних клубов и нескольких небольших студий фитнеса. Некоторые игроки и вовсе вынуждены были закрыть свои точки, не справившись с навалившимися трудностями. Всего город за год потерял около 5% фитнес–клубов.
Сезонный спад посещаемости фитнеса летом 2021 года был особенно заметен. Когда возобновилась продажа туров в Турцию и Египет, трафик в клубах упал — очевидно, люди предпочли пляжный отдых активному. Падение составило порядка 20% относительно аналогичных месяцев прошлых лет.
Если рассматривать российский рынок в целом, стоит отметить, что в 2021 году федеральные сети за счёт масштаба в основном смогли сохранить большинство точек. Некоторые даже нарастили их количество, открывая новые или присоединяя существующие.
"Самое сложное сейчас — делать прогнозы. Пытаемся заложить хотя бы 15–20% повышения прибыли в 2022 году, но всё будет зависеть от уровня вакцинации и решения властей, а также, несомненно, от благосостояния наших клиентов", — комментируют в пресс–службе АОФИ ожидания на предстоящий год. Там отмечают, что за последние несколько лет рынок особо не менялся, но можно проследить смещение интереса клиентов в сторону средних многофункциональных клубов, студийному формату и персональным тренировкам. В ближайшем будущем может усилиться тренд на поглощение несетевых клубов, переход клиентов в экономсегмент. Если для отрасли продолжат действовать ограничения, она может потерять 30% выручки от уровня 2021 года. Но есть и оптимистичный сценарий: восстановление посещаемости позволит компаниям увеличить выручку в среднем на 15% по сравнению с 2021 годом.