В Петербурге набирает обороты бойкот QR-кодов со стороны бизнеса. За полторы недели Смольный не сделал почти ничего для того, чтобы справиться с бунтом и договориться с его инициатором. "ДП" разобрался, почему власти заняли пассивную позицию в этом вопросе.
Бойкот QR-кодов, объявленный ещё 5 января ресторатором Александром Коноваловым, привлекает всё больше предприятий сферы обслуживания. Утром 12 января сообщалось, что отказ выполнять требование власти поддержали 118 предприятий, помимо заведений общепита в их число вошли магазины, компании в сфере услуг и образования. Участники бойкота пошли ещё дальше и создали сайт, на котором опубликован список предприятий, не требующих у посетителей QR-коды. Там же предприниматели могут присоединиться к протестующим. Сейчас в списке уже 150 заведений.
С самого начала власти ограничились заявлениями о том, что действия противников кодов противозаконны. Так, комитет по вопросам законности и правопорядка пригрозил им закрытием. Прокуратура заявила, что решение Смольного соответствует федеральному законодательству, поэтому его игнорирование чревато административной и даже уголовной ответственностью. Странной кажется пассивность властей на фоне того, что позицию Коновалова поддерживают далеко не все предприниматели, а объявленный им бойкот даже стал триггером для раскола ресторанного сообщества города.
"Пугать это хорошо, а реально принимать решения и реально вводить запреты можно только тогда, когда ты потом можешь проконтролировать их исполнение. На мой взгляд, крайне опасно, когда власть что-то требует сделать, а потом не в состоянии обеспечить реализацию своих требований. Потому что потом все привыкают, что всё, что говорит власть необязательно, можно не делать, не обращать внимание", — отмечает уязвимость позиции Смольного политолог Дмитрий Солонников.
Ещё более жёстко действия городских властей прокомментировал член правления Российской ассоциации политических консультантов Пётр Быстров. Он отметил, что у руководства города есть все необходимые рычаги для выправления ситуации, но не хватает политической воли и управленческих компетенций.
"Мне кажется, что в городе просто нет власти. Я не представляю, сколько бы проработали в Москве рестораны, которые бы объявили бойкот распоряжения Собянина. Я думаю, и дня бы не прошло", — подчеркнул эксперт.
Другой причиной, которая по идее должна стимулировать власти к активным действиям — распространение более заразного омикрон-штамма коронавируса. Однако в этом плане позиция Смольного синхронизируется с нерешительностью федерального центра.
В пятницу, 14 января, стало известно, что рассмотрение федерального законопроекта о ковидных сертификатах вновь откладывается. После этого городские власти заявили о готовности отменить QR-режим.
"Принятые ограничения носят временный характер и направлены исключительно на недопущение и снижение рисков распространения коронавирусной инфекции, представляющей значительную угрозу для жизни и здоровья граждан. Правительство Санкт-Петербурга регулярно отслеживает изменение санитарно-эпидемиологической обстановки. В случае улучшения ситуации будет рассмотрен вопрос о смягчении действующих ограничительных мер", — заявил зампред комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Александр Ситов в разговоре с "ДП".
Аналогичная ситуация уже наблюдалась в декабре. Тогда федеральный центр после протестов в нескольких регионах не решился вводить QR-режим на транспорте и в магазинах, а Смольный перенёс аналогичные меры для общепита на месяц.
"Судя по снятому с рассмотрения в Госдуме законопроекту о QR-кодах растеряны власти не только в Петербурге, но и во всей стране. Есть общее понимание, что злить людей нельзя, а вот что именно делать и как решать проблему — непонятно", — отмечает политолог Аббас Галлямов.
Вице-премьер РФ Татьяна Голикова, комментируя перенос принятия законопроекта о QR-кодах, заявила о "высокой неопределённости развития эпидемиологической ситуации". В то же время власти регулярно говорят об угрозе распространения омикрона, а Смольный уже начал готовиться к этому, наращивая мощности амбулаторного звена системы здравоохранения.
Очевидно, что пятая волна пандемии, о которой всё чаще говорят в Петербурге, всё же потребует более решительных действий со стороны Смольного.