Страдают как те, кто послушно проверяет QR-коды, так и те, кто игнорирует.
В понедельник, 17 января, Совет Госдумы должен отложить рассмотрение во втором чтении законопроекта о QR–кодах в общественных местах. Спикер Вячеслав Володин обтекаемо заметил, что документ "требует доработки", но уже очевидно, что его убирают в тень, чтобы снизить градус общественного недовольства. Решение об обязательном предъявлении кодов отдано на откуп региональным властям. Представители Смольного поспешили заявить о том, что вскоре может быть рассмотрен вопрос "о смягчении действующих ограничительных мер".
Тем временем война с QR–кодами идёт полным ходом. Клан сопротивления растёт каждый день и уже почти достиг полутора сотен.
Жёстких ответных мер пока не последовало, лишь прокуратура города дежурно напомнила, что за нарушение постановления №121 может грозить уголовная и административная ответственность. Бизнес–сообщество при этом разделилось на два лагеря: те, кто бойкотирует новые требования, и те, кто тихо–мирно их соблюдает, борясь с негативом со стороны покупателей.
Единого подхода к порядку проверки QR–кодов так и не сформировалось. Все это понимают и делают по–разному. В пекарнях вообще не спрашивают, если заказ берётся навынос, многие магазины спрашивают код при входе, другие проверяют сертификаты о вакцинации только на кассе. В торговые центры при этом можно заходить свободно, наличие сертификата проверяют только арендаторы.
Между тем заболеваемость COVID–19 растёт из–за появления нового штамма омикрон. Медики говорят о неизбежности начала новой волны, политики повторяют за ними. На этом фоне многие уже стали опасаться введения новых ограничений, а то и очередного локдауна.
Бизнесу просто необходимо научиться жить в новых условиях, не игнорируя вводимые ограничения, а подыскивая и предлагая властям внятные решения для совмещения собственной комфортной работы с безопасностью клиентов.
Глава объединения "Рестоград" Александр Ружинский подчёркивает, что негативно относится к действиям коллег, которые пытаются бойкотировать решения городских властей. Раз не ведётся разговора о полном отказе от применения QR–кодов, то Ружинский предлагает хотя бы снять сверхизбыточные ограничения. Такие как заполняемость ресторанов, время их работы, ограниченный доступ на фуд–корты.
"Необходимо и все другие сферы социальных отношений тоже привести к этому знаменателю, к обязательности использования кодов", — добавляет он.
По его мнению, на сегодняшний момент заведения общепита стали настоящими COVID–free зонами, поскольку вакцинировано больше 80% персонала, да и вакцинация гостей теперь тоже по факту обязательна.
Часть предпринимателей отмечают, что введение QR–кодов обошлось без больших жертв для бизнеса. Совладелец PITA’S Александр Крылов в разговоре с корреспондентом "ДП" отметил, что по большому счёту ничего страшного в этом нет. В сети заранее подготовили технические средства, чтобы проверять QR–коды, проинструктировали персонал в зале.
"Не сказал бы, что это сильно повлияло. Поток гостей уменьшился на 5–10%. У аудитории, которая к нам ходит, почти у всех есть QR–коды. Не считаю, что надо бойкотировать постановление правительства, даже если кому–то оно кажется нелогичным. Открыто нарушать закон и призывать к бунту не вижу смысла, потому что юридически это будет неправильно. Ничего, кроме негативных последствий и штрафов, этим не добьёшься", — добавляет он.
Руководитель департамента франчайзинга ГК "Шоколадница" Максим Трубников говорит, что они спокойно соблюдают требования городских властей по введению системы проверки кодов: "Негатива со стороны гостей не наблюдаем. Наверняка это уже входит в некоторую привычку: коды нужны не только для посещения ресторанов, но и для заселения в гостиницу, посещения театров и музеев. Поэтому посетители уже не удивляются на просьбу показать их и в кофейне".
Представители бизнеса города убеждены, что самым действенным в ситуации пандемии является диалог с городскими властями. Генеральный директор ТК "Невский Центр" Дарья Ветрова отмечает, что в таких сложных ситуациях необходимо больше работать с органами власти: в ежедневном режиме выстраивать с ними диалог, чётко аргументировать и отстаивать свою позицию, предлагать конкретные решения, быть готовыми к компромиссам. И это надо делать исключительно в правовом поле, иначе государство начинает тебя воспринимать как нарушителя и отказывается от диалога, принимая соответствующие правовые решения вплоть до приостановки коммерческой деятельности.
Но далеко не все настроены так благожелательно. Со 2 января, когда в общепите и магазинах заработал режим QR–кодов, по сегодняшний день в Петербурге случилось несколько конфликтных ситуаций между покупателями и персоналом. Сеть "Улыбка радуги" столкнулась с массовыми протестами антипрививочников. В пресс–службе ретейлера рассказали, что они, как и большинство компаний в стране, сегодня вынуждены адаптироваться к сложившейся ситуации и новым ограничительным требованиям.
"При этом мы считаем, что для дрогери–сетей логичным было бы введение ограничений, аналогичных действовавшим ранее, когда они не распространялись на розничные магазины, в которых более 30% товаров первой необходимости. К сожалению, в данный момент в постановлении таких исключений нет", — добавили в "Улыбке радуги".
Тем не менее большинство посетителей уже смирились. Дарья Ветрова говорит, что в первые дни после введения QR–кодов посетители отдельных магазинов время от времени высказывали своё недовольство новыми требованиями, но постепенно ситуация нормализовалась и таких случаев в настоящий момент практически нет.
Исполнительный директор ТРК "Лето" Андрей Должиков также отмечает, что в первые 2 дня действия постановления они наблюдали несколько конфликтных ситуаций на входе в магазины из–за того, что люди не хотели предъявлять QR–код. Однако позднее гости привыкли к новому режиму работы ТРК, и конфликты были исчерпаны. "Фактор переноса сроков введения QR–кодов, причём дважды, позитивно сказался на настроениях в обществе: у людей появилась моральная готовность. У всех сторон было время подготовиться к нововведениям, изучить опыт других регионов", — считает Должиков.
В "Улыбке радуги" добавляют, что, несомненно, введение проверки QR–кодов — это серьёзный удар по бизнесу. Поэтому бойкот ограничений со стороны таких организаций — это скорее шаг отчаяния. "В этой ситуации все между двух огней. Требуешь QR–код — рискуешь остаться без клиентов, а значит, без дохода. В итоге можно потерять бизнес. Не соблюдаешь требования властей — можешь получить запрет на ведение деятельности, останешься без дохода, итог будет тот же", — считают в компании.