Консолидацию российского сетевого рынка, по оценкам, переживут только 25–30% от сегодняшнего числа ТСО.
К началу октября этого года будет подготовлена правовая база для консолидации электросетевого рынка. Об этом в конце декабря рассказал замминистра энергетики Евгений Грабчак в интервью газете "Коммерсантъ". Для территориальных сетевых организаций (ТСО) в течение 5 лет постепенно будут ужесточаться критерии. К 2026 году, чтобы сохранить статус ТСО, компания будет обязана иметь подстанции суммарной мощностью не менее 150 МВА и сети протяжённостью минимум 300 км.
Не смогут работать организации, владеющие оборудованием только на правах аренды. Кроме того, усилятся требования по подготовке к осенне–зимнему периоду: ТСО сможет лишиться тарифа, если 3 года подряд не выполнит необходимые условия.
В каждом регионе появится системообразующая ТСО, к которой перейдут сети компаний, оставшихся без тарифа в новом периоде регулирования. Также в её обязанности войдёт подбор бесхозных сетей.
Мнения расходятся
В качестве целей консолидации заявляется повышение стабильности и качества энергоснабжения. В правительстве говорят о неэффективности малых ТСО: большое количество организаций влечёт повышенные риски в работе сетей и неоптимальное распределение ресурсов на их эксплуатацию.
В ассоциации "Территориальные сетевые организации", в которую входят компании из 22 регионов страны, считают мнение о низком качестве работы малых ТСО основанным на непоказательных кейсах.
"Приводятся в пример Дагестан, Приморье и другие либо изолированные территории, либо неценовые зоны. Не рассматривается ни один регион первой или второй ценовой зоны с уже сформированным рынком", — рассказывают представители объединения.
В замечаниях, направленных ассоциацией в рабочую группу по проекту, отмечается, что количество ремонтного персонала на одну условную единицу сетевого оборудования у небольших организаций выше, чем у крупных игроков, при этом содержание одной условной единицы мощностей малой ТСО примерно в 8 раз ниже.
Эксперты скептически относятся к идее консолидации ради увеличения эффективности сетевого комплекса. Управляющий партнёр Агентства энергетического анализа Алексей Преснов считает, что нежизнеспособные мелкие ТСО сами уходят с рынка из–за большого количества требований и низкой рентабельности бизнеса.
"На самом деле проблема лежит в другой плоскости — некорректном тарифном регулировании, не отражающем структуру затрат сетевых организаций. Предлагаемые в законе критерии приведут к гибели огромного числа относительно небольших, но эффективных компаний", — утверждает Алексей Преснов.
Консолидация или национализация
Основными кандидатами на позиции опорных ТСО в регионах считаются государственные сетевые компании, в частности "Россети Ленэнерго" в Санкт–Петербурге. Как сообщают в компании, за прошедший год "Ленэнерго" консолидировало 380 км сетей, большая часть оборудования была передана в собственность.
В пресс–службе группы "Россети" рассказали "ДП", что поддерживают концепцию создания системообразующих ТСО и направили в Минэнерго свои предложения к законопроекту.
По разным оценкам, тарифа лишатся 70–75% организаций, из малых ТСО после консолидации на рынке могут остаться не более 5%.
В пресс–секторе АО "ЛОЭСК" рассказали "ДП", что, по оценкам компании, в результате консолидации сетей Ленинградской области количество ТСО может сократиться на две трети.
"После изменения критериев, на наш взгляд, на территории области останется не более семи ТСО", — говорят представители организации. В ЛОЭСК рассматривают изменения как возможность для роста и заявляют о способности побороться за статус опорной ТСО в регионе.
Небольшие компании сейчас анализируют собственные мощности и строят прогнозы до 2026 года в надежде соответствовать новым критериям, потому что в ином случае окажутся в убытках.
"При потере статуса ТСО компания обязана обеспечивать переток энергии через свои сети, но денег не получает — делает это за свой счёт", — объясняют в одной из 12 ТСО Петербурга — АО "КировТЭК" ("дочка" ПАО "Кировский завод"). По данным СПАРК, выручка ТСО за 2020 год составила 617 млн рублей, убыток — 277 млн.
Ужесточение правил приведёт к противоречащему рыночным принципам состоянию, когда компания окажется вынуждена продать мощности единственному покупателю по заявленной цене, чтобы избежать расходов. Как считает профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами СПбГЭУ Елена Ткаченко, возникает угроза злоупотребления ситуацией.
"Есть примеры, когда единственный покупатель сам устанавливал цену по разного рода инфраструктурным объектам. Такое действительно случается, следует учитывать эти риски", — высказывает мнение Елена Ткаченко.
По её словам, государство хочет получить больший контроль над отраслью, но вместе с этим ограничатся возможности для частных инвестиций и произойдёт шаг назад от либерализации рынка.
"Это скрытая национализация и откат реформы электроэнергетики, благодаря которой в отрасль пришли деньги, — заявляют в ассоциации “ТСО”. — Малые компании не против продать активы или иным образом от них отказаться, но не путём административных норм, а на рыночных условиях".
Тарифный вопрос
В ожидании кардинального изменения рынка готовые вкладываться в сектор инвесторы останавливают потоки. С консолидацией сетей в государственных компаниях частное финансирование отрасли закономерно заменится дополнительными бюджетными расходами. На обслуживание оборудования ушедших с рынка ТСО и уход за подобранными бесхозными сетями потребуются деньги. По оценкам ассоциации "ТСО", это чревато повышением тарифов примерно в 2 раза.
Алексей Преснов не считает такой вариант реалистичным.
"Тарифы сетей — это политический вопрос, такими темпами им расти не дадут", — говорит эксперт.
При этом он считает, что проблемы, связанные с уходом частных ТСО, прекращением конкуренции в техприсоединении, увеличением количества бесхозных и коммерчески непривлекательных для крупных игроков сетей будут решаться административными методами, которые приведут к росту долгов филиалов государственных сетевых компаний.
Доберутся до всех
Увеличение контроля за готовностью сетевых компаний к осенне–зимнему периоду также подвергается критике. Участники рынка считают эту меру направленной не столько на повышение надёжности функционирования сетей, сколько на выдавливание с рынка соответствующих критериям мощности средних ТСО или возможных объединений малых компаний. Влиятельных игроков это вряд ли коснётся.
"На работе крупных ТСО, владеющих как сетями 35 кВ и выше, так и распределительной сетью 10 кВ, 6 кВ или 0,4 кВ, данные нововведения практически не скажутся", — рассказывают в пресс–секторе ЛОЭСК.
Ассоциация "ТСО" указывает в замечаниях к законопроекту, что лишение статуса ТСО на основе формальной оценки неготовности к отопительному сезону может привести к возникновению бесхозных сетей и несёт в себе коррупционные риски.
Оценить поправки по существу получится, когда они появятся в окончательном виде. Ещё власти должны представить чёткие требования к опорной ТСО с алгоритмом передачи ей оборудования лишённых тарифа организаций и подбора бесхозный сетей. Могут быть скорректированы и критерии для ТСО по мощности подстанций и протяжённости сетей.
Однако и участники рынка, и эксперты сходятся во мнении, что запускаемая консолидация рынка не поможет достичь заявленных целей, а приведёт к огосударствлению энергетического бизнеса и увеличению расходов на сети.
По мнению Алексея Преснова, выход находится в другой плоскости. "Необходимы правильная тарификация, отражающая затраты, и конкуренция при общих жёстких технологических требованиях и стандартах, а не критерии крупности и готовности к осенне–зимнему периоду по субъективным оценкам чиновников из Минэнерго", — заключает эксперт.