Предприниматели и те, кто уполномочен отстаивать их интересы, продолжают бурно спорить о том, как им выживать в условиях введённых QR-кодов. Впервые в публичную полемику вступил Александр Коновалов, возглавивший сопротивление требованиям Смольного.
"Деловой Петербург" провёл круглый стол "Коды раздора", в котором приняли участие носители разных точек зрения относительно противоэпидемических мер в торговле и общепите. Объединяло всех то, что введённые в этих двух отраслях со 2 января QR-коды стали серьёзным ударом для бизнеса.
Вопрос законности
Ранее "ДП" выяснил, что проверки QR-кодов очень часто проводятся сугубо формально. Но, если не проверять совсем, можно получить штраф, рассказала юрист Общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга Юлия Чарноцкая. "Штрафы доходят до 500 тыс. рублей", — сказала она.
Предприниматель Александр Коновалов заявил, что в реальности не оштрафован никто, "просто потому что QR-кодов нет в правовом поле". Уполномоченный по защите прав предпринимателей Санкт-Петербурга Александр Абросимов сообщил, что к нему ни разу не поступали обращения от оштрафованных за это предпринимателей.
С начала года Смольный уже несколько раз выпускал пресс-релизы о рейдах по проверке соблюдения противоэпидемического законодательства. В обширных списках выявленных нарушений упоминалось отсутствие проверки QR-кодов, но о том, что штрафовали именно за это, не указывалось.
"Я ответственно заявляю, и меня поддерживают куча юристов, и докторов наук, и кандидатов, что невозможно взыскать штраф по этой статье. Если их попытаются взыскать — они будут обжалованы вплоть до Европейского суда по правам человека", — сказал Александр Коновалов.
"Если вас будут штрафовать, то никак не за QR-коды. У нас есть статья за несоблюдение ограничений", — отреагировала депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Ирина Иванова. Впрочем, она тут же признала, что "дырки в законодательстве серьёзные есть по введению QR-кодов".
Александр Абросимов напомнил, что федеральный законопроект о введении QR-кодов недавно сняла с рассмотрения Госдума. "Как это трактовать? Что мы отменяем QR-коды теперь? Или они всё-таки опять остаются на усмотрение регионов?" — недоумевает он. Бизнес-омбудсмен предложил обратиться за разъяснениями к профессиональным юристам СПбГУ. "Я сейчас подготовил обращение в Санкт-Петербургский университет, с тем чтобы всё-таки наши учёные мужи разрешили наш спор", — сказал он.
Приспособиться ко всему
Бизнес в лице управляющего ресторана Kroo Cafe Дмитрия Бондаренко перечислил основные проблемы, связанные с QR-кодами. "Не очень ловко нам со своей стороны брать паспорта гостей, когда они показывают свои QR-коды. Не очень, наверное, красиво выглядит, когда при повторном посещении ресторана у гостя спрашивают то же самое. Гости постоянно жалуются", — рассказал он.
Люди ходят в ресторан за положительными эмоциями, продолжил Дмитрий Бондаренко. "Когда человек выведен из зоны комфорта, ему кажется, что это посещение для него не очень интересно. Этот негатив растёт", — отметил ресторатор. В итоге, по его словам, поток гостей сократился на 35%.
"Долго ресторан продержится с падением выручки 35%? — отреагировал Александр Коновалов. — Я как бизнесмен, всю жизнь занимающийся бизнесом, знаю, что даже 20%-ная просадка выручки для общепита губительна. Можно выдержать месяц-два, затянуть пояса и, оптимизировав все расходы, которые уже давно все оптимизировали, урезав всё что можно, 3 месяца можно продержаться. Через 4 месяца мы все умрем".
В дискуссию вступил Александр Абросимов, который заявил, что бизнес всегда приспосабливается к различным изменениям условий своей работы. "Бизнес всё равно находит пути, решения, — заявил он. — И говорить о том, что завтра все мы умрём, я думаю, не надо".
"Мы живём в России и занимаемся бизнесом в России. Бизнесмены в России научились приспосабливаться, терпеть, переживать... Мы терпим, ждём вместе с нашими гостями, что наступят лучшие времена", — поддержал уполномоченного Дмитрий Бондаренко.
"Это категорически неправильная позиция. Мы не должны приспосабливаться и выживать... Бизнес должен развиваться... Нужно сопротивляться", — возразил Александр Коновалов.
Кому хуже
Ещё один повод для дискуссии нашёлся, когда заговорили о нынешнем положении бизнеса. Александр Абросимов высказал мнение, что рестораны в центре города заполнены гостями. "В центре почти все заведения мои, — ответил ему Александр Коновалов. — Они заполнены, потому что мы не проверяем QR-коды. А заведения, которые проверяют QR-коды, они плачут, горючими слезами плачут".
"Я пока еду на работу на машине, всё больше и больше вижу наклеек "Аренда", "Аренда", "Аренда". Такого никогда не было. Весь город в наклейках "Аренда". Это очень плохо. Мы теряем налогоплательщиков", — поделился своим наблюдением Дмитрий Бондаренко.
"Эти вывески висят последние 2 года", — ответила ему Юлия Чарноцкая. "Это в большинстве своём не касается общепита. Это касается в основном непродовольственного ретейла. Это действительно одна из самых пострадавших отраслей за последний год", — высказал своё мнение Александр Абросимов.
"Розничная непродовольственная торговля жалуется на то, что снижение выручки составляет от 40 до 50%... За последний месяц 20% непродовольственного рынка ушла из торговых центров", — подтвердила Ирина Иванова.
В ходе круглого стола выяснилось, что городские власти рассмотрят вопросы, связанные с ограничительными мерами, 26 января. Об этом сообщил Александр Абросимов. По словам Юлии Чарноцкой, речь может идти и об отмене QR-кодов. "Общественный совет выступает за отмену QR-кодов", — сказала она.
Видеозапись круглого стола можно посмотреть по ссылке.