Московское руководство Федерации рестораторов и отельеров рассказало в Петербурге, как успешно ему удаётся решать проблемы отрасли в столице. И, хотя с ходу помочь своим новым подопечным из города на Неве гостям не удалось, пример Сергея Собянина не остался незамеченным представителем Смольного.
Федерация рестораторов и отельеров (ФРиО) провела конференцию в Петербурге, которая стала, по сути, презентацией её местного отделения. Как стало известно в январе, заметная часть петербургского общепита (холдинг ReCa, сети "Бахрома" и "Токио-сити" и другие) вышла из объединения "Рестоград" и присоединилась к ФРиО. С начала пандемии коронавируса "Рестоград" проявил себя как заметный лоббист при обсуждении ограничительных мер для отрасли. К примеру, объединение договаривалось об условиях открытия кафе и ресторанов на фудкортах.
Руководители ФРиО на конференции всячески подчёркивали значимость своей организации. Президент федерации Игорь Бухаров как бы между прочим упомянул о том, что перед началом мероприятия поговорил с председателем комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга Кириллом Соловейчиком. Правда, на самой конференции присутствовал только его заместитель Александр Ситов, бывавший гостем и на мероприятиях "Рестограда". Впрочем, от комплимента новым лоббистам не удержался и он, сказав, что одно дело взаимодействовать с представителями 10% отрасли, другое дело — с теми, кто представляет 50%.
"Мы имеем прямой контакт"
Московские гости поделились своим опытом взаимодействия со столичной мэрией. По словам Игоря Бухарова, в Москве работает штаб по защите бизнеса, который возглавляет мэр Сергей Собянин. "Сергей Семёнович каждый год встречается с нами, — рассказал Игорь Бухаров. — Он садится с нами и решает. И объясняет нам: для чего это принимается или для чего это не принимается, можем ли мы что-то изменить, как в других странах. Мы имеем прямой контакт".
В результате в Москве нет движения сопротивления рестораторов местной власти, добавил вице-президент ФРиО Сергей Миронов. По его словам, все ограничения принимаются бизнесом с пониманием. Впрочем, это взаимопонимание подкрепляется финансово. "Москва очень жёстко работает с субсидиями. На любую (ограничительную — ред.) меру Москва вводит какую-то очередную субсидию. И для города это откровенно дорого", — пояснил Сергей Миронов.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Александр Абросимов поинтересовался, как москвичам удалось не допустить у себя введения жёстких ограничений на новогодние праздники в Москве.
По словам Сергея Миронова, это решалось на встрече в мэрии. "Мы реально разобрали, где есть опасность, — рассказал он. — Здесь всё очень просто. Основная проблема с вирусом — это его контагиозность, это возможность заразить своего соседа. И мы отчётливо понимаем, что в ресторане есть очень сильная вентиляция. Большинство ресторанов изначально строило вентиляцию с позиции, что в ресторанах курят, и надо воздух вытянуть сразу. И вот мы сидим через стол — то, чем я дышу, к вам не попадает. При этом, если вы находитесь в офисе, в лифте, в квартире — к вам это попадает. Мы искренне считаем, что в тот момент, когда мы кого-то выгоняем из ресторана, этот кто-то собирается в квартире, в доме или в офисе той же самой компанией, которой бы собрался в ресторане... и мы получим гораздо больше заболеваемости".
Петербургский ресторатор Игорь Денисов поинтересовался, почему прямого контакта с главой региона у отрасли нет в Петербурге. "Такое впечатление, что там немцы, а здесь русские", — эмоционально произнёс он.
"Мы начали это готовить (встречу с губернатором — ред.), но возникла эта четвёртая, пятая волна, — ответил Александр Ситов. — Возникла заболеваемость и у нас. К сожалению, и я болел. И сейчас, как только напряжение снизится, можно практически гарантировать проведение такого мероприятия".
Московский опыт он назвал "правильным и хорошим", но одновременно высказался и в защиту петербургского. Петербург долго не вводил QR-коды и обсуждал ограничения с бизнесом во вторую и третью волны, напомнил Александр Ситов. "Ситуация поменялась с приходом четвёртой волны", — сказал он, не пояснив, почему так произошло.
Александр Ситов, в свою очередь, сам поинтересовался у москвичей: поддержали ли они введение QR-кодов в Москве летом прошлого года? "В прессе я практически не видел поддержки", — отметил он.
По словам Игоря Бухарова, это также обсуждалось с Сергеем Собяниным. Мэр Москвы сначала предложил сделать это в экспериментальном режиме, и 125 ресторанов согласились принять участие в эксперименте. Но ситуация с заболеваемостью ухудшилась, и пришлось вводить QR-коды везде. При этом "он (Сергей Собянин — ред.) сказал: как только начнётся снижение, мы сразу же всё отменим. И действительно всё отменили".
Либо одно, либо другое
Представитель правления "Союза улицы Рубинштейна", совладелец ООО "Река" Максим Жуков поднял ещё одну больную для петербургского общепита тему. Со 2 января в городе одновременно действуют два ограничения: требование QR-кодов для посетителей и запрет на работу после 23:00. Рестораторы считают это нелогичным: если в заведение не допускаются потенциальные разносчики вируса, смысл других ограничений теряется.
Ранее в Петербурге действовало ограничение работы до 2 часов ночи. "Ресторанам прежде всего в центре города, барам по всему городу 2 часа ночи давали тот глоток воздуха, который может быть не возвращал предыдущей рентабельности, но, по крайней ней мере её точно обеспечивал", — пояснил Максим Жуков.
Всё изменилось в октябре 2021 года, когда вышел перечень поручений президента России Владимира Путина. Главам регионов предписывалось, среди прочего, обеспечить "введение запрета на проведение зрелищно-развлекательных мероприятий и оказание услуг общественного питания с 23:00 до 6 часов утра". В Смольном это восприняли как прямое указание, хотя ряд других регионов посчитали данную меру одной из возможных и не ввели.
Сергей Миронов принял и эту подачу, ссылаясь уже на свои связи в федеральных органах власти. "Этот вопрос, который сейчас прозвучал, мы поднимали, — рассказал он. — Я его поднимал у Максима Геннадьевича Решетникова (министра экономического развития РФ — ред.). Мы это обсуждали, когда две введённые меры могут противоречить друг другу. И в последний раз с Андреем Рэмовичем Белоусовым, вице-премьером, я также поднимал этот вопрос, когда есть меры, которые вводят регионы, и зачастую они противоречат друг другу. Так вот, эти меры — QR-коды и ограничение по времени — всё-таки мы считаем взаимоисключающими. Надо вводить либо одну меру, либо другую меру. Андрей Рэмович, когда я выступал на эту тему, поддержал и просил Корпорацию МСП дать анализ по регионам, где, на взгляд МСП, есть избыточные меры".
Александра Ситова эти аргументы не впечатлили. "Это федеральное регулирование, в данный момент существующее в Петербурге", — сказал он. Впрочем, тут же добавил: "Сейчас идёт рост омикрона, но как только он хотя бы стабилизируется, мы этот вопрос ещё раз поднимем на обсуждение".