Общественное недовольство постепенно переходит в хроническую форму.
Близ посёлка Усть–Луга продолжается одна из самых крупных строек Европы — возведение комплекса по переработке этансодержащего газа (КПЭГ). В конце прошлого года "ДП" рассказывал, как вместе с масштабной стройкой в Кингисеппский район пришли разбитые грузовиками дороги, мигранты и угроза исчезновения наследия малого народа, который дошёл с просьбами о помощи до президента Владимира Путина.
Строители держат темп
В комплекс под Усть–Лугой входят два технологически связанных предприятия: завод по переработке и сжижению этансодержащего газа и газохимический комплекс. Первым звеном в составе КПЭГ занимается ООО "РусХимАльянс" — совместная компания "Газпрома" и "РусГазДобычи".
Газохимический комплекс строит специально созданное для этого "РусГазДобычей" ООО "Балтийский химический комплекс". Размер инвестиций в проект — порядка 3 трлн рублей. В полную мощь предприятие заработает к 2024 году и станет ведущим в России по объёмам переработки газа, а также одним из лидером отрасли в мире.
Под конец 2021 года наметились изменения в структуре собственности КПЭГ. 30 декабря ФАС удовлетворила просьбу "Газпрома" о приобретении половины оператора газохимического комплекса ООО "Балтийский химический комплекс". Пока сделка ещё не завершена, но в случае её успеха оба предприятия в составе КПЭГ окажутся поделены поровну между "РусГазДобычей" и "Газпромом".
"АО “РусГазДобыча” обсуждает с ПАО “Газпром” приобретение последним доли в ООО “Балтийский химический комплекс”. В настоящее время идёт согласование ряда деталей", — прокомментировали представители "РусГазДобычи" сделку после объявления о ней ФАС. Дополнительных подробностей пока нет.
Поставкой сырья для комплекса также займётся "Газпром". Для этих целей строится магистральный газопровод Грязовец — Волхов, 20 января состоялась сварка его первого стыка. За объект отвечает дочернее общество "Газпрома" — АО "Газстройпром".
"Газопровод будет построен в действующем энергетическом коридоре, параллельно уже существующим ниткам единой системы газоснабжения. Общая протяжённость линейной части — 601,7 км", — рассказывает о проекте пресс–служба "Газстройпрома".
Прокладывать дополнительную трубу вынуждают технологические особенности: существующие магистрали, использующиеся для снабжения метановым газом "Северного потока", не подходят для транспортировки этансодержащего газа, который необходимо подогревать во избежание образования конденсата.
С другой стороны, решён вопрос о том, каким образом готовые продукты для экспорта будут покидать комплекс. В конце прошлого года "РусХимАльянс" подписал ЕРС–контракт с ООО "Велесстрой" на возведение технологических объектов товарно–сырьевой базы и морского отгрузочного терминала в порту Усть–Луга.
Подрядчик создаст инфраструктуру, необходимую для накопления, хранения и отгрузки СПГ и сжиженных углеводородных газов (СУГ). Здесь же будет производиться приём и стоянка судов, а также проводиться таможенный и пограничный контроль. Терминал сможет принимать суда–газовозы вместимостью до 180 тыс. м3.
"Для транспортировки СУГ и пентангексановой фракции будет построена эстакада технологических трубопроводов длиной 12 км, при этом частично они пройдут в подземном исполнении", — рассказывают представители КПЭГ. Объём инвестиций в портовую инфраструктуру в "РусХимАльянсе" не разглашают.
В Лужицах пока ждут
Продолжается и строительство технологического съезда близ деревни Лужицы в 10 км от Усть–Луги. Именно там в прошлом году достиг кульминации конфликт между жителями и операторами КПЭГ, когда режиссёр Александр Сокуров на заседании Совета по правам человека зачитал президенту обращение малого народа водь с просьбой перенести развязку, которую начали прокладывать вплотную к жилым домам и древнему кладбищу.
Вскоре после этого состоялась встреча губернатора Ленобласти Александра Дрозденко и руководства КПЭГ с местными жителями, на которой обсуждали проблемы вокруг стройки.
Как объяснила "ДП" староста деревни Валентина Нестерова, временный съезд на период строительства комплекса решили оставить на этом же месте, но основную дорогу, которой будут пользоваться по завершении строительства, перенесут дальше.
"Сейчас через речку прокладывают мост, к весне обещают поставить заграждения и защитные экраны вдоль кладбища и домов. Ситуация должна поменяться к весне", — говорит Валентина Нестерова. Также она рассказала, что продолжаются шумные работы по ночам рядом с жилыми домами.
Новые меры — старые проблемы
Вместе со стартом стройки жители Усть–Луги столкнулись с уничтоженными дорогами в посёлке. Сотни самосвалов ежедневно курсируют по округе, доставляя материалы на стройплощадку. А по вечерам часть водителей, снимающих жильё в посёлке, добираются до домов прямо на грузовиках, попутно разрушают и газоны.
После многочисленных обращений в конце прошлого года власти установили на въезде в Усть–Лугу знаки, запрещающие въезд в посёлок машин тяжелее 3,5 т. В комитете по дорожному хозяйству Ленинградской области считают, что ситуация стала улучшаться.
"Помимо контроля со стороны дорожных служб и ГИБДД инвесторы проводят проверки со своей стороны, и нарушители лишаются пропусков для заезда на производственные площадки", — заявляют в комитете.
Однако в социальных сетях местные жители продолжают выражать недовольство и публикуют фотографии большегрузов, припаркованных во дворах. Пользуется спросом горячая линия, открытая операторами комплекса для приёма обращений граждан.
"За месяц поступило более 60 звонков и сообщений в телеграм–канал от жителей Усть–Луги, Тарайки, Косколово и других населённых пунктов Кингисеппского района", — рассказывают "ДП" представители КПЭГ, добавляя, что проводят проверки по всем зафиксированным нарушениям.
Никуда не исчезли и вереницы самосвалов, припаркованных на обочинах трасс. С 30 января должны начать эвакуацию грузовиков, мешающих движению. Правда, как будет организована борьба с таким большим количеством техники, пока неясно. Учитывая, что в прошлом году у местной ГИБДД имелся только один грузовой эвакуатор, возникает вопрос, справятся ли службы с десятками вставших на дорогах машин.
Так или иначе мегастройка продолжает менять жизнь вокруг Усть–Луги. Местные жители уже не ждут, что становление промышленного гиганта перестанет разрушать привычный быт, но надеются, что это пройдёт хотя бы наименее болезненно для них.
“
КПЭГ — это комплексный экспортоориентированный проект. Несомненно, он окажет положительное влияние на нефтегазовую отрасль, поскольку позволит увеличить объёмы торговли природным газом, а также получить более высокие прибыли за счёт продажи товарного продукта, имеющего добавленную ценность, а не сырья как такового. С точки зрения экологического влияния на территорию застройки хочется отметить масштабную вырубку лесов. В этом, на мой взгляд, заключается главный на сегодняшний день экологический вред. Но использование на объекте наилучших доступных технологий и соблюдение необходимых санитарных требований позволят минимизировать урон для окружающей среды. С другой стороны, размещение такого предприятия, а также наличие порта Усть–Луга делает Кингисеппский район привлекательным как для жизни за счёт высокооплачиваемых рабочих мест, так и для инвестиций, поскольку можно ожидать притока населения. Усть–Луга может стать одним из самых мощных экономических центров области.
Ярослав Владимиров
Доцент Высшей школы атомной и тепловой энергетики СПбПУ им. Петра Великого
“
КПЭГ возводится не в чистом поле — вокруг степь, леса, берег залива и река Луга, рядом находится мегаполис. Практически каждый крупный комплекс, построенный в таких условиях, почти всегда создавал проблемы для окружающей среды. У нас существуют вопросы с оглаской, с прозрачностью экспертиз и их качеством, допуском общественных организаций для контроля, многие проблемы не освещаются. Поверить в то, что здесь всё хорошо и делается по нормативам, я не могу по опыту. Необходимо следить за сохранностью природных ландшафтов, за земляными работами. Куда вывозится грунт и как потом всё рекультивируется. После Олимпиады в Сочи осталось большое количество "хвостов", возникли серьёзные проблемы, хотя это объект даже не российского, а международного уровня. Это не просто завод, который будет получать сырьё и давать продукцию. Здесь постоянно будут жить и работать много людей, вокруг так или иначе начнёт вырастать жилой массив. Экологическая обстановка в районе прямо повлияет на их здоровье, а также на здоровье всех жителей Ленинградской области и Санкт–Петербурга.
Семён Гордышевский
председатель правления Экологического союза