Стремительный технический прогресс сегодня уже никого не удивляет — как и уровень проникновения различных систем, сервисов и гаджетов в нашу жизнь. Это касается как домохозяйств и бытовой составляющей, так и бизнес-процессов. Однако вопросы по теме тотальной цифровизации всё же остаются — и на часть из них "ДП" ответил межрегиональный директор Северо-Запада и член Правления АО "ЭР-Телеком Холдинг" Александр Мотрич.
Цифровая трансформация — сегодня понятие, в которое многие вкладывают разные смыслы. Есть ли "всеобъемлющее" определение?
— Предлагая технические решения, мы убираем человека от ненужной и нелюбимой работы. Это не повальная роботизация, а возможности. К примеру, за температурой тела, наличием маски или актуальностью QR-кода, подтверждающего статус вакцинации, до красных глаз и состояния бессилия может следить человек или это автоматически сделает наша система видеонаблюдения с десятками датчиков по периметру.
Александр Мотрич, межрегиональный директор Северо-Запада и член Правления АО "ЭР-Телеком Холдинг"
Бизнес сегодня понимает, зачем ему цифровая трансформация — или для части предприятий это пока ещё вынужденная мера, в силу требований времени?
— Всё зависит от топ-менеджера или собственника бизнеса. Конечно, на стороне цифровых преобразований конкретика: руководитель всегда может заранее посчитать, сколько он сэкономит или как заработать больше благодаря современным решениям. Машины гарантируют результат в режиме 24/7 — и при этом им не нужны отпуск, больничный или повышение зарплаты. Процент ошибок стремится к нулю. Квалифицированные работники, освободившись от рутины, готовы к большим свершениям. И в зависимости от самого технического решения — меняется число таких выгод и возможностей для роста бизнеса.
Традиционно среди корпоративных клиентов востребованы сети Wi-Fi, видеонаблюдение и цифровое телевидение. В ближайшее время клиентам станет доступен онлайн-магазин "Дом.ру Бизнес", где предприниматель сможет сформировать и приобрести отдельный сервис или комплекс услуг, не привлекая менеджера. Мы подготовили интерактивный сервис с подсказками, видеороликами и подробным описанием телеком-продуктов. Реализация такого подхода трансформирует продажи телеком-услуг b2b не только в нашей компании, но и в отрасли в целом, позволит создать лучший клиентский опыт на рынке.
Запрос от бизнеса сегодня чаще на универсальные решения или уникальные?
— По-разному, в зависимости от конкретных задач предприятия. Случается, что при работе с запросом мы понимаем, что решение можно предложить проще, выгоднее. Но чаще всего мы описываем наши возможности и спрашиваем, что из этого интересно.
Иногда решение появляется из потребности в актуализации имеющихся систем. Когда в Перми в школе случилась трагедия, вопрос обеспечения безопасности встал особенно остро. Однако готового ответа не было. Тогда мы создали образец, который можно было протестировать в одной школе, — и в случае успешной работы, предложили городской администрации внедрить данную систему во все образовательные учреждения. Решение предполагает защиту объекта на разных уровнях. Так, была сформирована база данных с номерами машин родителей учеников — система распознаёт транспортные средства: и если номера не оказывается в базе, автомобиль слишком долго находится у территории школы — то охрана получает сигнал о подозрительном посетителе. Кроме того, для всех гостей предусмотрены временные пропуска с метками: что позволяет отслеживать их передвижение по школе. Это также помогает своевременно реагировать на нестандартное поведение. Сейчас в одной из школ Санкт-Петербурга запускаем пилотный проект, где добавлена новая опция — система распознаёт эмоции, что также повышает уровень безопасности нахождения детей в стенах образовательного учреждения.
Безопасность, получается, в приоритете — особенно если говорить про "комфортную среду" для горожан. И в Петербурге уже реализуются конкретные проекты: например, установка видеодомофонов. На каком этапе сейчас проект? Возникают ли сложности?
— Очевидно, что создать по-настоящему комфортную среду без обеспечения безопасности проживания невозможно. Но задача стоит гораздо глобальнее — построить современную систему, которая, обладая широким функционалом, была бы одновременно полезна и городским службам, и жителям.
При этом, не устанавливать на двери и фасады дополнительные устройства, а совместно с обслуживающими организациями модернизировать морально и технически устаревшую текущую инфраструктуру. Оборудование меняется так быстро, что подготовить жителей к появлению современных панелей партнёры часто не успевают. Мы стараемся рассказывать о преимуществах "умных" домофонов, показываем реальные примеры из жизни, когда записи с видеокамер помогают предотвращать различные преступления. Объясняем, как приложение "Умный Дом.ru" может облегчить жизнь.
Например, уже сейчас с телефона можно дистанционно открыть дверь в подъезд, ответить на видеозвонок с домофона из любой точки мира или посмотреть видеозапись с камеры в течение 7 дней. А скоро наше приложение вам уведомление на смартфон присылать будет, когда родственники, живущие в квартире, будут возвращаться домой.
А население готово к таким инновациям? Или необходимо работать над информированностью?
— Исторически сложилось, что русским людям сложно поверить в заботу со стороны государства. Да и всё новое у нас воспринимается с недоверием и опаской. Но времена меняются, сейчас даже люди в возрасте уже на ты с гаджетами и сплетничают через мессенджеры, а не сидя на лавочке у подъезда.
Звучат ли опасения, что "вся жизнь теперь на виду" или всё же заметно понимание, что для нового цифрового мира — это нормально и позволяет "хранить спокойствие"?
— О "большом брате" люди образованные и современные уже не вспоминают. Любому прогрессивному интеллигентному человеку понятно, что не о чем переживать, когда скрывать нечего. Видеорегистраторы уже прочно вошли в жизнь автомобилистов. И видеодомофоны займут своё место на полке повышения безопасности в умах горожан.
А какие усовершенствования возможны в дальнейшем? Интеграция с какими устройствами или системами?
— Сейчас мы активно работаем над модернизацией целого квартала в центре Санкт-Петербурга. Уже установленные на объекте датчики передают данные об открытии или закрытии дверей в приложение УК. Тем самым обеспечивается контроль доступа на чердаки, например. Это гарантирует дополнительную безопасность для жителей. Планируется вывод кнопки домофона на пульт аварийно-диспетчерской службы УК.
Решение "Контроль уборки придомовой территории" позволит в автоматическом режиме отслеживать приход сотрудников и время, которое они провели за уборкой территории. Устройство контроля будет выполнено в форме наручного браслета и синхронизируется с домофонной панелью.
Также мы разработали программно-аппаратный комплекс (ПАК) для контроля вывоза мусора, состоящий из датчика, сети передачи данных и программной платформы. Применение такого решения исключает переполненность мусорных баков и холостой пробег мусоровозов, а также позволяет вывозить мусор не по графику, а по мере реального заполнения контейнеров.
Аналогичный проект интернета вещей, реализованный в Краснодаре при участии "ЭР-Телеком Холдинг", получил премию SAP Innovation Awards 2021 в номинации "The city becomes cleaner by smart waste disposal" ("Город становится чище за счёт умной утилизации мусора").
И в связи с этим в том числе — каковы планы холдинга на 2022 год?
— Планируем, наконец, переехать. В новом офисе на Почтамтской у нас будет демозона, также в течение двух лет мы хотим построить в Петербурге и ещё нескольких городах технопарки. Один из таких — Almaz Digital — уже открыли в сентябре 2021 года в Саратове. Таким образом, мы сможем наглядно продемонстрировать все имеющиеся у нас решения.
Дело в том, что мы и сами не знаем, на что способны. До пандемии, например, мы не думали, что можем создавать такие простые и удобные решения в области видеоаналитики. Но появилась необходимость отслеживать ношение масок или проверять QR-коды — решение появилось. Что ещё мы сумеем придумать? Каких идей потребует жизнь? Может, придёт креативный клиент с конкретным запросом — и окажется, что нужное ему решение, необходимо всем нам.